Папки-передвижки

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео

Оксана Стрелкова
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео
▼ Скачать + Заказать документы

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности»

Актуальность выбранной темы

Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео» размещена в разделах

Экологическая безопасность, охрана окружающей среды и рациональное природопользование – непременные условия устойчивого развития любого общества, открывающие перспективу перехода к новой системе общественных ценностей, где жизнь и здоровье человека являются абсолютным приоритетом. Невозможно быть здоровым и при этом жить в неблагоприятной окружающей среде.

Так, рассматривая экологическую ситуацию в НАО в целом, можно утверждать, что состояние природной среды стабильно благоприятное для жизнедеятельности человека в условиях отсутствия угрозы со стороны окружающей среды, но наш долг перед поколениями – создать достойные условия для жизнедеятельности человека в будущем.

На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышение уровня экологической культуры детей уже с дошкольного возраста.

Между тем, состояние экологического образования дошкольников характеризуется весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев. В частности, важной проблемой остается поиск путей и средств повышения качества экологического образования в ДОУ.

Важно воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления познавательным процессом.

В настоящее время я совершенствую формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию и в этом мне помогает проектно – исследовательская деятельность.

Но у нас есть некоторые противоречия между:

-социальной значимостью формирования с дошкольного возраста экологически ориентированной личности и низким уровнем экологических представлений детей;

- необходимостью реализации индивидуально-ориентированного обучения, повышающего качество образования, и недостаточной разработанностью соответствующих технологий, в частности проектных;

-значительным развивающим потенциалом проектной деятельности и недостаточным использованием их в практике дошкольного образовательного учреждения;

Ведущей педагогической идеей моего опыта является внедрение проектной, исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс, с целью повышения уровня экологических представлений у детей дошкольников. Основной целью раннего экологического воспитания является воспитание любви к природе, любви к своей Родине, своему краю, учить чтить традиции, ценности своего народа, развивать бережное отношение к братьям своим меньшим.

Реализация поставленной цели проходит через решение следующих задач:

1. уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

2. формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

3. формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

4. развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

5. привитие трудовых природоведческих навыков;

6. выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);

7. развитие познавательного интереса к окружающему миру;

8. формирование эстетического отношения к природе.

Для реализации данных задач я использую проектный - исследовательский метод. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

В проектную деятельность входят как непосредственная образовательная деятельность, так и интегрированные занятия по образовательным областям: Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, а также традиционные праздники, концерты, беседы, экскурсии, акции – шествия, совместная и самостоятельная деятельность. Данная работа повышает уровень знаний детей по данной проблеме. Все этапы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою воспитательно – образовательную цель.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника.

Планируя образовательную деятельность, я опираюсь на определенные дидактические принципы:

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Информационно-коммуникационные технологии повышают познавательную активность, процесс самопознания.

Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с эко системным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

Принцип доступности подразумевает подбор такого материала, форм и методов организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

Также в своей педагогической деятельности я применяю следующие методы экологического образования :

• наглядные (наблюдения, экскурсии рассматривание репродукций картин и иллюстрации, видеоролики, слайды, презентации,

• словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора,

• практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование)

• активно использую нетрадиционные методы как в работе с родителями, так и с детьми (экскурсии в Ботанический сад, «Дом бабочек», акции –шествия, посвященные Дню тигра, «Вечерние посиделки», мастер – классы, фотовыставки, показ видео роликов о жизни группы и т. д.)

Становление моего опыта реализуется в три этапа:

1 этап – начальный (констатирующий)

• Обоснование актуальности темы;

• мотивация ее выбора;

• определение цели и задач проекта;

• подбор литературы, пособий, атрибутов;

• обсуждение с родителями, детьми вопросов, связанных с проведением проектов;

• составление тематического планирования мероприятий; проведение диагностики, анкетирование родителей.

2 этап – основной (формирующий)

• Составление перспективных планов работы с детьми, родителями;

разработка содержания праздников;

• подбор дидактического материала, литературы;

• проведение бесед, непосредственно образовательной деятельности, проектов; экскурсий;

• индивидуальная работа с детьми и родителями – консультации.

На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений с использованием проектной деятельности.

Так в нашей группе мы вместе с родителями реализовали проекты :

«Огород на подоконнике»;

«Маленькие огородники»;

«Хозяин Уссурийской тайги»;

«Покормите птиц зимой»;

«Путешествие в глубины моря»;

«Мир порхающих цветов»;

«В гости к осени мы шли»;

«Такой притягательный и загадочный космос» :

Авторский проект «Вечерние посиделки у дедушки Ефима и бабушки Дорофеи»

«Кто я?»

3 этап – заключительный (контрольный)

Ознакомление детей с экологией и окружающим миром является начальным этапом приобщения их к гуманистическим ценностям. Изучение первоначальных представлений детей о природе, экологии и степени усвоения ими полученных знаний, возможно путем проведения устного опроса, беседы, игр, диагностики, анкетирования и наблюдения за ребенком.

С этой целью мной была проведена диагностика. В результате было выявлено, что большинство дошкольников (74%) данной группы имеют высокий уровень знаний об экологии и окружающем мире. Средний уровень наблюдался у 20,6% группы. Низкий уровень всего составляет 5,4%.

Гистограмма диагностики детей средней группы «Звездочки» на начало и конец 2013– 2017 учебный годы.

Вывод: используя проективную деятельность мы можем увидеть, как вырос уровень знаний у детей к концу подготовительной группы.

Помимо работы с воспитанниками, я обращаю огромное внимание на взаимодействие с родителями.

Семья и детский сад - два берега одной реки, два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы – все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Какими же принципами для взаимодействия с родителями пользуюсь я? Назову основные:

1. Доброжелательный стиль общения.

2. Гуманный подход (Признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого)

3. Открытость.

4. Индивидуальный подход к каждой семье.

5. Сотрудничество, а не наставничество. (Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях)

В этом году мною реализовывается авторский проект «Вечерние посиделки у дедушки Ефима и бабушки Дорофии», который включает в себя знакомство с бытом, традициями русских деревень. Привлекаются к работе родители воспитанников, педагоги других групп для участия в мастер –классах», а также мини проекты «В гости к осени, мы шли», «Хозяин Уссурийской тайги», в котором включена акция –шествие и т. д.

Заключение

Помочь ребенку успешно войти в современный мир невозможно без воспитания любви к природе своей необъятной Родины, любви к своему краю и ценностям своего народа. Чувство патриотизма так многогранно, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем нас мире. Дети растут и познают природу, её красоту, глубину и огромное её значение для всего живого. Начиная с малой Родины, а потом изучая весь мир.

И этому способствует проектно – исследовательская деятельность.

Особое значение в жизни ребенка играет семья. Семья напрямую зависит от уровня культурного развития общества. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы совершенствовать свои подходы в работе с семьей. Формирование у детей основ экологического воспитания происходит более успешно при использовании поисковых, экспериментальных, исследовательских, практических методы.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Хочу закончить словами:

. Я буду работать в кузнице, но не там, где железо и молот,

Возьму я себе в союзницы нежную, светлую молодость.

Предметы моей романтики на солнышке ласково жмурятся,

Носят на маковке бантики, парами ходят по улице.

Их, беззащитных, маленьких, я в светлую жизнь поведу

И будут завидовать многие

ВОСПИТАТЕЛЮ В ДЕТСКОМ САДУ!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Большой энциклопедический словарь/ под редакцией. Я. Гершович. -М. :АСТ,2001.-800с.

2. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Л. А. Венгер // М. : Просвещение, 1986. – 192с.

3. Волкова, Е. И. Воспитание экологического сознания : роскошь или жизненная потребность? / Е. Волкова // Здоровье детей. – 2005. –№ 18. – с. 26–28.

4. Глазачев, С. Н. Экологическая культура учителя С. Н. Глазачев. – М. : Современный писатель,1998.-201с.

5. Корганова И. В. Роль взрослых в формировании у старших дошкольников положительного отношения к животным// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников : Сборник научных трудов/ отв. редактор С. А. Козлова. – М. : МГПУ, 2001.-101-108 с.

6. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : «Детство-пресс», 2003.-319 с.

7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада. : кн. для воспитателей дет. сада. - М. : Просвещение, 2004.- 208 с.

8. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. - М. : Просвещение, 2002.- 144 с.

9. Николаева С. Н. Юный эколог. М., Изд. «Мозаика синтез». 2004.-56с.

10. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Изд. ГНОМ и Д, 2005.- 128 с.

11. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания// Дошкольное воспитание. - 2002.- № 10.-с. 40-49

12. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.- 49 с.

13. Савенков А. И. Исследования детей как средство обучения /А. И. Савенков//Обруч. - 1998.- №3.- С. 27-30.

14. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики /А. И. Савенков// Дошкольное воспитание. – 2000.- №2.- С. 8-17.

15. Интернет ресурсы www.maam.ru.

16. Интернет ресурсы www.rassudareke.ru.

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

«Формирование у детей младшего возраста основ экологической культуры» (из опыта работы) Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности "Формирование экологической ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" Социальный заказ.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством использования интегрированных пособийФормирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством использования интегрированных пособий Мы все знаем, что сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Нельзя.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Из опыта работы Подготовила: Оробей Любовь Михайловна.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Опыт работы. «Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности» Слайд 1. Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности Тема проекта: «Чем дальше в будущее.

Проект формирование культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий Проектная деятельность на тему: «Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование инновационных.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Мы любим все красивое, ведь "Красота.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео
Опубликовано: 27 марта 2017 в 16:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Стрелкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



Письмо от Деда Мороза
Папки-передвижки
МААМ-Картинки

Получить документы
Зарегистрироваться Войти Поиск Лучшее Новое Новости Темочки Картинки Лэпбуки Передвижки Спроси Конкурсы Календарь о МААМ
На Главную МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД