Оксана Стрелкова
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности»
Актуальность выбранной темы
Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео» размещена в разделах
- Видео
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическая безопасность, охрана окружающей среды и рациональное природопользование – непременные условия устойчивого развития любого общества, открывающие перспективу перехода к новой системе общественных ценностей, где жизнь и здоровье человека являются абсолютным приоритетом. Невозможно быть здоровым и при этом жить в неблагоприятной окружающей среде.
Так, рассматривая экологическую ситуацию в НАО в целом, можно утверждать, что состояние природной среды стабильно благоприятное для жизнедеятельности человека в условиях отсутствия угрозы со стороны окружающей среды, но наш долг перед поколениями – создать достойные условия для жизнедеятельности человека в будущем.
На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышение уровня экологической культуры детей уже с дошкольного возраста.
Между тем, состояние экологического образования дошкольников характеризуется весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев. В частности, важной проблемой остается поиск путей и средств повышения качества экологического образования в ДОУ.
Важно воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления познавательным процессом.
В настоящее время я совершенствую формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию и в этом мне помогает проектно – исследовательская деятельность.
Но у нас есть некоторые противоречия между:
-социальной значимостью формирования с дошкольного возраста экологически ориентированной личности и низким уровнем экологических представлений детей;
- необходимостью реализации индивидуально-ориентированного обучения, повышающего качество образования, и недостаточной разработанностью соответствующих технологий, в частности проектных;
-значительным развивающим потенциалом проектной деятельности и недостаточным использованием их в практике дошкольного образовательного учреждения;
Ведущей педагогической идеей моего опыта является внедрение проектной, исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс, с целью повышения уровня экологических представлений у детей дошкольников. Основной целью раннего экологического воспитания является воспитание любви к природе, любви к своей Родине, своему краю, учить чтить традиции, ценности своего народа, развивать бережное отношение к братьям своим меньшим.
Реализация поставленной цели проходит через решение следующих задач:
1. уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
2. формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
3. формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
4. развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
5. привитие трудовых природоведческих навыков;
6. выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
7. развитие познавательного интереса к окружающему миру;
8. формирование эстетического отношения к природе.
Для реализации данных задач я использую проектный - исследовательский метод. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
В проектную деятельность входят как непосредственная образовательная деятельность, так и интегрированные занятия по образовательным областям: Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, а также традиционные праздники, концерты, беседы, экскурсии, акции – шествия, совместная и самостоятельная деятельность. Данная работа повышает уровень знаний детей по данной проблеме. Все этапы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою воспитательно – образовательную цель.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника.
Планируя образовательную деятельность, я опираюсь на определенные дидактические принципы:
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Информационно-коммуникационные технологии повышают познавательную активность, процесс самопознания.
Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с эко системным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Принцип доступности подразумевает подбор такого материала, форм и методов организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.
Также в своей педагогической деятельности я применяю следующие методы экологического образования :
• наглядные (наблюдения, экскурсии рассматривание репродукций картин и иллюстрации, видеоролики, слайды, презентации,
• словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора,
• практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование)
• активно использую нетрадиционные методы как в работе с родителями, так и с детьми (экскурсии в Ботанический сад, «Дом бабочек», акции –шествия, посвященные Дню тигра, «Вечерние посиделки», мастер – классы, фотовыставки, показ видео роликов о жизни группы и т. д.)
Становление моего опыта реализуется в три этапа:
1 этап – начальный (констатирующий)
• Обоснование актуальности темы;
• мотивация ее выбора;
• определение цели и задач проекта;
• подбор литературы, пособий, атрибутов;
• обсуждение с родителями, детьми вопросов, связанных с проведением проектов;
• составление тематического планирования мероприятий; проведение диагностики, анкетирование родителей.
2 этап – основной (формирующий)
• Составление перспективных планов работы с детьми, родителями;
• разработка содержания праздников;
• подбор дидактического материала, литературы;
• проведение бесед, непосредственно образовательной деятельности, проектов; экскурсий;
• индивидуальная работа с детьми и родителями – консультации.
На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений с использованием проектной деятельности.
Так в нашей группе мы вместе с родителями реализовали проекты :
«Огород на подоконнике»;
«Маленькие огородники»;
«Хозяин Уссурийской тайги»;
«Покормите птиц зимой»;
«Путешествие в глубины моря»;
«Мир порхающих цветов»;
«В гости к осени мы шли»;
«Такой притягательный и загадочный космос» :
Авторский проект «Вечерние посиделки у дедушки Ефима и бабушки Дорофеи»
«Кто я?»
3 этап – заключительный (контрольный)
Ознакомление детей с экологией и окружающим миром является начальным этапом приобщения их к гуманистическим ценностям. Изучение первоначальных представлений детей о природе, экологии и степени усвоения ими полученных знаний, возможно путем проведения устного опроса, беседы, игр, диагностики, анкетирования и наблюдения за ребенком.
С этой целью мной была проведена диагностика. В результате было выявлено, что большинство дошкольников (74%) данной группы имеют высокий уровень знаний об экологии и окружающем мире. Средний уровень наблюдался у 20,6% группы. Низкий уровень всего составляет 5,4%.
Гистограмма диагностики детей средней группы «Звездочки» на начало и конец 2013– 2017 учебный годы.
Вывод: используя проективную деятельность мы можем увидеть, как вырос уровень знаний у детей к концу подготовительной группы.
Помимо работы с воспитанниками, я обращаю огромное внимание на взаимодействие с родителями.
Семья и детский сад - два берега одной реки, два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы – все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Какими же принципами для взаимодействия с родителями пользуюсь я? Назову основные:
1. Доброжелательный стиль общения.
2. Гуманный подход (Признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого)
3. Открытость.
4. Индивидуальный подход к каждой семье.
5. Сотрудничество, а не наставничество. (Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях)
В этом году мною реализовывается авторский проект «Вечерние посиделки у дедушки Ефима и бабушки Дорофии», который включает в себя знакомство с бытом, традициями русских деревень. Привлекаются к работе родители воспитанников, педагоги других групп для участия в мастер –классах», а также мини проекты «В гости к осени, мы шли», «Хозяин Уссурийской тайги», в котором включена акция –шествие и т. д.
Заключение
Помочь ребенку успешно войти в современный мир невозможно без воспитания любви к природе своей необъятной Родины, любви к своему краю и ценностям своего народа. Чувство патриотизма так многогранно, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем нас мире. Дети растут и познают природу, её красоту, глубину и огромное её значение для всего живого. Начиная с малой Родины, а потом изучая весь мир.
И этому способствует проектно – исследовательская деятельность.
Особое значение в жизни ребенка играет семья. Семья напрямую зависит от уровня культурного развития общества. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы совершенствовать свои подходы в работе с семьей. Формирование у детей основ экологического воспитания происходит более успешно при использовании поисковых, экспериментальных, исследовательских, практических методы.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Хочу закончить словами:
. Я буду работать в кузнице, но не там, где железо и молот,
Возьму я себе в союзницы нежную, светлую молодость.
Предметы моей романтики на солнышке ласково жмурятся,
Носят на маковке бантики, парами ходят по улице.
Их, беззащитных, маленьких, я в светлую жизнь поведу
И будут завидовать многие
ВОСПИТАТЕЛЮ В ДЕТСКОМ САДУ!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Большой энциклопедический словарь/ под редакцией. Я. Гершович. -М. :АСТ,2001.-800с.
2. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Л. А. Венгер // М. : Просвещение, 1986. – 192с.
3. Волкова, Е. И. Воспитание экологического сознания : роскошь или жизненная потребность? / Е. Волкова // Здоровье детей. – 2005. –№ 18. – с. 26–28.
4. Глазачев, С. Н. Экологическая культура учителя С. Н. Глазачев. – М. : Современный писатель,1998.-201с.
5. Корганова И. В. Роль взрослых в формировании у старших дошкольников положительного отношения к животным// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников : Сборник научных трудов/ отв. редактор С. А. Козлова. – М. : МГПУ, 2001.-101-108 с.
6. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : «Детство-пресс», 2003.-319 с.
7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада. : кн. для воспитателей дет. сада. - М. : Просвещение, 2004.- 208 с.
8. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. - М. : Просвещение, 2002.- 144 с.
9. Николаева С. Н. Юный эколог. М., Изд. «Мозаика синтез». 2004.-56с.
10. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Изд. ГНОМ и Д, 2005.- 128 с.
11. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания// Дошкольное воспитание. - 2002.- № 10.-с. 40-49
12. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.- 49 с.
13. Савенков А. И. Исследования детей как средство обучения /А. И. Савенков//Обруч. - 1998.- №3.- С. 27-30.
14. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики /А. И. Савенков// Дошкольное воспитание. – 2000.- №2.- С. 8-17.
15. Интернет ресурсы www.maam.ru.
16. Интернет ресурсы www.rassudareke.ru.