Шапаева Лидия Павловна
Фольклор как средство развития речи младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете:
Слайд 1
Что же такое фольклор?
Слайд 2
На слайде можете посмотреть что же такое фольклор – это народная мудрость, устное народное творчество.
Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.
Публикация «Фольклор как средство развития речи младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях
Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов! Жаль, что не все и не всегда могут обеспечить малышам необходимый уровень общения.
В ФГОС указаны целевые ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Мы решили, что использование малых средств фольклора как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.
Слайд 3
Для этого в своей работе используем преимущественно наглядно-практические методы и способы ознакомления детей с фольклором, чтением сказок, загадывания загадок, исполнение песен, закличек, потешек и т. д.
Слайд 4
С помощью родителей мы начали создавать условия в группе: подбор методической литературы, фольклорный центр, книжный, центр ряженья, театрально-музыкальный, центр творчества.
Слайд 5
Центр речевого развития :
1) Подбор методической литературы;
2) Подбор иллюстрации по лексическим темам;
Слайд 6
3) Наличие картотек (артикуляционных и дыхательных упражнений, пальчиковых игр, оздоровительных пауз, словесных дидактических игр, игр с массажными мячиками)
4) Пособия для развития мелкой моторики;
Слайд 7
5) Дидактический материал (игры с предметными картинками, для речевого дыхания, для развития словаря);
6) Картотеки потешек, хороводов, народных песен, загадок;
7) Наглядный материал для активизации речевого общения детей, побуждающий ребят к общению между собой, исполнению песен, рассказыванию сказок.
Слайд 8
8) В группе имеются разнообразные виды театра (пальчиковый, настольный).
9) Пополнили книжный уголок русскими народными сказками, потешками, загадками, пословицами, поговорками, закличками.
Стараемся наполнить повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
Слайд 9, Слайд 10
Ребята в свободной игровой деятельности с удовольствием обыгрывают знакомые сказки, потешки при этом используют куклы БиБаБо, пальчиковый, настольный театр, играют в русские народные игры.
При проведении НОД используем игровую мотивацию, сюрпризные моменты, художественно - речевой материал, игры и упражнения: на развитие эмоциональной сферы и мелкой мускулатуры рук (картотека этих игр имеется в группе и постоянно пополняется). А так же в работе применяем информационно-коммуникативные игровые технологии.
Хотелось бы показать вам небольшой отрезок занятия. Слайд 11
Слайд 12
Элементы фольклора включаем при проведение праздников и мероприятий, которые проходят в детском саду такие как: Масленица, праздник весны и т. д.
Слайд 13
Так же используем малые жанры фольклора на прогулках, при наблюдениях за живыми объектами, природными явлениями, транспортом и т. д.
Слайд 14
Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание, в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.
Фольклорные произведения – это удивительные ожидание радости, ожидание добра …. справедливо замечает Л. Н. Павлова.
В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Знакомство с ними обогащает речь, активизирует познавательное и умственное развитие, расширяет словарный запас, развивает звукопроизношение, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.
- В одной древней китайской пословице говорится:
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай сделать - и я пойму».
- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.
- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию средствами фольклора. Рассмотрим некоторые из них.
- Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной.
-Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали детьми.
А сейчас поиграем:
1. Сказки
Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка.
Слайд 15
А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти картинки?
«Соедини несоединимое».
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
Молодцы!
2. Потешки.
Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга.
Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности.
Предлагаю вам, поиграть.
- Ротик мой умеет кушать,
- Нос дышать, а ушки слушать,
- Глазоньки моргать-моргать,
- Ручки – все хватать-хватать.
3. Загадка.
Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Игра «Подбери отгадку».
1. Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером (ночь)
2. Цветное коромысло
Над рекой повисло (радуга)
3. Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице (морковь)
4. Пословицы и поговорки.
Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.
1. Приведите примеры пословиц и поговорок, где встречается число 7.
1). Семеро одного не ждут.
2). Семь раз отмерь, один раз отрежь.
3). У семи нянек дитя без глазу.
4). Один с сошкой, а семеро - с ложкой. И др.
Русский народ сложил много пословиц о дружбе. Вот одна из них.
2. Объясните мне смысл этой пословицы.
- Новых друзей наживаю, а старых не забываю.
А теперь произнесите эту пословицу хором громко,а теперь тихо,грустно,радостно. (Повторение с изменением силы голоса, с разными эмоциями.)
5. Скороговорки.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка дикции. Ведь ещё у детей недостаточно чётко работают органы рече-двигательного аппарата. Некоторым ребятишкам присуща излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний, другим наоборот – излишняя замедленность слов, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Например, проговаривание скороговорок в разных темпах:
медленно, быстрее, быстро.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
Как проговаривать скороговорки с детьми?
В начале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
Цель первого шага – правильно выучить скороговорку.
Обращаем внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных.
Следующий шаг - учимся делать все то же, но в беззвучном режиме.
Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом.
Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
Скороговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи. Такие упражнения развивают у детей чувство ритма. Рифмы и ритм чистоговорок облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.
Молодцы!
А теперь закрыли глаза и вернулись с мира детства и стали взрослыми.
И в заключении хотелось бы отметить, что развитие речи дошкольников имеет важное значение.
Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, детям интересны обороты и выражения народной речи.
А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Сказки, потешки, пословицы, считалочки, загадки не только позволят нам сделать процесс воспитания более разнообразным, интересным и радостным, но и помогут разбудить детскую фантазию и творческую инициативу, а так же стать прекрасным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающее самостоятельную речевую деятельность.