Наталья Семёнова
«Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда». Консультация для логопедов детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда".
Назначение работы :данная консультация предназначена для логопедов и родителей.
Публикация «„Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда“, Консультация для логопедов детского сада» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Цель: предложить участникам образовательного процесса внести новое в занятия с детьми.
Задачи: дать рекомендации по работе со сказкой.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушается речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Все это заставляет искать новые методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, она развивает речь. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Сказка – этот и психологическая защищенность ребенка, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, ее сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал. В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии :
- анализ сказок (решение «открытых» сказочных задач);
- рассказывание сказок (групповое – придумывание и рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное от третьего лица, от первого лица);
- постановка сказок (игры-драматизации);
- сочинение сказок (интерпритация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй);
- медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс – статическое, психодинамическое);
- куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые);
- сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов);В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии :
- анализ сказок (решение «открытых» сказочных задач);
- рассказывание сказок (групповое – придумывание и рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное от третьего лица, от первого лица);
- постановка сказок (игры-драматизации);
- сочинение сказок (интерпритация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй);
- медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс – статическое, психодинамическое);
- куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые);
- сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов);
- рисование сказок (спонтанное «волшебное» рисование)
- рисование сказок (спонтанное «волшебное» рисование) - развитие плавности речи, дикции (произносить на выдохе);
- различие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.
Таким образом, использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы, при условии учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Сказка является наиболее доступным материалом для психической деятельности ребенка. Мир сказок чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.