Людмила Бояринцева
Выступление на педагогическом совете «Роль игры «Танграм» в исправлении нарушений в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете
по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей от 2 до 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Учитель-логопед: Людмила Анатольевна Бояринцева.
Дата проведения: 21.02.2017 года.
Тема: «Роль игры «Танграм» в исправлении нарушений в речевом развитии детей дошкольного возраста».
Цель: показать воспитателям, на практике, роль познавательно-исследовательской деятельности в речевом развитии детей.
Ожидаемый результат:
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Роль игры „Танграм“ в исправлении нарушений в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Танграм, головоломка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
для педагога :
-создание условий для исправления речевых недостатков у детей в учебно-игровой деятельности;
для детей:
-развитие умения анализировать простые изображения,
-закрепление и автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках, пословицах, загадках, стихах, рассказах,
-развитие крупной и мелкой моторики.
Форма проведения: выступление сопровождается презентацией.
Ход выступления:
1слайд. Логико-математические игры в силу своей занимательности имеют большое значение при коррекции нарушений речи.
2слайд. Игру Танграм использую при коррекции звукопроизношения, как часть занятия.
3слайд. Приятно наблюдать, как у детей «горят» глаза при встрече с игрой Танграм. Для детей это забава, а для меня это инструмент в исправлении речевых недостатков.
После выкладывания картинки животного, для закрепления материала по теме, можно предложить детям следующие речевые игры и задания.
4слайд. На примере фигуры «Заяц» я решаю вот такие задачи:
По заданию дети выкладывают фигуру «Зайца».
5слайд. Разбираем, из каких геометрических фигур состоит.
6слайд. В упражнении «Назови семью» дети упражняются в словообразовании, например: папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, много (детеныши) - зайчата;
Кроме зайца, каких других диких животных ты знаешь? (волк, лиса, медведь, кабан, белка, лось и др.) детей подвожу к обобщенному понятию «Дикие животные»;
7слайд. Следующее упражнение «Назови ласково предмет или его части» – заяц - зайчонок, голова - головка, ухо - ушко, хвост -хвостик, лапы - лапки);
8слайд. Закрепляем счет, согласуя существительное с числительным 1, 3, 5 ( посчитаем: 1 зайчонок, 3 зайчонка, но 5 зайчат);
9слайд. В целях развития глагольного словаря дети называют слова-действия (Что делает заяц? Прыгает, сидит, грызет, бежит)
10слайд. В образовании существительных единственного и множественного числа, помогает игра “Один и много” (заяц – зайцы, ухо – уши, лапа – лапы, хвост – хвосты, зуб – зубы, ус - усы)
11слайд. В начальной школе дети часто затрудняются в склонении падежей. В игре “Нет кого?” дети учатся склонять существительные в родительном падеже в единственном и множественном числе (зайца, зайцев, зайчонка, зайчат);
12слайд. От умения использовать в речи прилагательные зависит богатство речи любого человека. Обогащению речи прилагательными помогает игра “Назови слова-признаки” (Заяц какой? – трусливый, серый, белый, пушистый, хитрый, маленький);
13слайд. Детям тяжело дается словообразование. Упражняет в словообразовании игра “Назови из 2-х слов одно” (у зайца быстрые ноги – быстроногий, короткий хвост – короткохвостый, длинные уши – длинноухий, косые глаза - косоглазый);
14слайд. Как заставляет детей думать игра “Скажи наоборот” ( подбор слов-антонимов: смелый – трусливый, медленный – быстрый, черный - белый);
15слайд. Детям очень тяжело дается образование притяжательных прилагательных “Назови, Чей? Чья? Чье?” (заячий хвост, заячий глаз, заячья лапа, заячья губа, заячье ухо, заячьи следы, заячьи усы);
16слайд. Составляем с детьми описательный рассказ по плану:
1. Кто это?
2. Где живет?
3. Какой внешний вид? Цвет зависит от времени года.
4. Чем питается?
5. Кто у него детеныши?
17слайд. Играя в игру Танграм, выкладывая фигуры, развивая моторику, я с детьми закрепляю и автоматизирую поставленные звуки, а дети незаметно для себя, исследуют фигуру «Зайца», обогащают речь.
18слайд. Мною оформлен речевой материал к фигурам для игры “ Танграм. ” Подобраны короткие, веселые, интересные загадки, стихи, скороговорки, они легко воспринимаются, запоминаются детьми, дети получают радость, эмоциональную разрядку.
Предлагаю вашему вниманию наработанный мною речевой материал к картинке «Заяц» :
19слайд. Чистоговорки (автоматизация звука “ч”) :
Чу-чу-чу идет зайчик к врачу,
Ча-ча-ча сидит зайчик у врача.
20слайд. Скороговорки (автоматизация звука “з”) :
У зайки Бубы заболели зубы.
Зоиного зайку зовут Зазнайка,
А Зининого зайку зовут Всезнайка.
Зина – зайкина хозяйка,
У Зины в корзине заснул зайка.
21слайд. “Доскажи словечко” :
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал… (заяц)
- Ой! – кричат вокруг хозяйки,
- В огород забрались… (зайки)
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадайте-ка, кто же?. (зайка)
22слайд. Веселые стихи:
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
“Если я купил билет,
Кто я? Заяц или нет?”
Заяц зайцу говорит: “Мне бы волчий аппетит!”
- В аппетите мало толку, мне бы зубы как у волка!
Зайке холодно в лесочке, свяжем зайчику носочки,
Чисто поле исписал, на другое поскакал.
Без конца он пишет фразу, чтоб лиса прочла не сразу.
23слайд. Загадки:
Его обижают и звери, и птицы.
Он каждого кустика в поле боится,
Зимою под елкою так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода – кора.
Кто прыгает ловко и любит морковку,
Портит в огороде грядки, удирает без оглядки!
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета, для зимы – другого цвета.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
24слайд. Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд, он подпрыгнул 10 раз.
(Прыжки на одном месте и с продвижением вперед).
25слайд. Считалки:
Раз, два, три, четыре, пять, негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк; он зубами щелк, щелк!
А мы прячемся в кусты, прячься, заинька, и ты!
Ты, волчище, погоди, как попрячемся – иди!
Зайчишка-трусишка по полю бежал,
В огород забежал – капустку нашел,
Морковку нашел, сидит, грызет. Хозяин идет!
Бежит заяц через мост, длинны уши, куцый хвост.
Ты далеко не беги, посчитать нам помоги.
Раз, два, три – выйди ты!
26 слайд. Речь - показатель развития ребенка.
27слайд. Используйте занимательную игру Танграм, развивайте речь ребенка.
28слайд. Наши дети знакомы с игрой Танграм, дайте задание построить любое животное, и проиграйте с ними все игры, 29слайд. предложенные, на примере фигуры «Зайца».
30слайд. Спасибо за внимание, успехов в развитии речи детей!