Анна Тептанова
Выступление на педагогическом совете «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете : Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Художественно-эстетическое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Формирование творческой личности – это одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств, вхождение в культуру.
Эффективным путем всестороннего гармоничного развития личности является привлечение дошкольников к художественно-эстетической деятельности, включая изобразительную, музыкальную, театрализованную, художественно-речевую деятельность. Эти виды деятельности выполняют функцию положительно-эмоционального обогащения, вызывают эмоции радости, восторга, вдохновения, вытесняют тревожность, напряжение, чувство беспомощности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает :
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает :
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.
Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются :
• создание обстановки эмоционального благополучия;
• создание и обновление предметно-развивающей среды;
• творческий подход к содержанию образования;
• вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
• использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
• синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
• осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);
• взаимодействие с семьями воспитанников;
• преемственность в работе с учреждениями культуры.
Работа по художественно – эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться по следующим принципам:
– эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении.
– принцип взаимосвязи обучения и развития.
– детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художественной деятельности;
– интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей.
– художественно-эстетический принцип отбора материала
– принципы народности и культуросообразности
– индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании,
– преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Художественно - эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы.
Первая группа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, музыкально-ритмическим движениям; развитие словесного творчества.
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Показ, как метод воспитания, используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач, в качестве ведущих, требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Важно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание участвовать в художественной деятельности разных видов. Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Основные направления в работе с детьми:
• Непосредственно образовательная деятельность;
• Совместная деятельность взрослого и ребенка;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Театрализованная деятельность;
• Рассматривание поделок, иллюстраций, образцов, фотографий;
• Чтение художественной литературы;
• Художественное творчество;
• Игры.
Результаты мониторинга достижения детьми результатов освоения Программы на начало 2016 учебного года
Область «Художественно – эстетическое развитие»
Старшая группа №6
На начало учебного года в старшей группе № 6 было обследовано 18 детей. Средний балл – 2,5.
ПРИОБЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ -2,3 Рисование - 2,4
Высокий – 27,8 % Высокий – 22,2 %
Выше среднего – 27,8% Выше среднего – 22,2%
Средний – 38,9% Средний – 50%
Ниже среднего – 5,6 % Ниже среднего – 5,6 %
Лепка – 2,4 Аппликация – 2,3
Высокий – 11,1% Высокий – 27,8%
Выше среднего – 27,8% Выше среднего – 27,8 %
Средний – 44,4 % Средний – 38,9 %
Ниже среднего – 16,7 % Ниже среднего – 5,6 %
Конструктивно – модельная деятельность – 2,0
Высокий – 5,6%
Выше среднего – 50 %
Средний – 33,2 %
Ниже среднего – 5,6 %
Низкий – 5,6%
Рекомендации по работе с детьми:
1. Осуществлять работу с бумагой и ножницами, рисование на свободную тему, рисование красками, раскрашивание рисунков, обведи контур – с детьми с уровнем ниже среднего.
2. Осуществлять самостоятельное рисование детей, вырезание по контуру, придумывание сюжета; КТД (по рисованию лепке, аппликации)
3. Проводить мероприятия направленные на совместную деятельность детей и родителей.
4. Проводить выставки творческих работ.
5. Проводить задания по конструиванию по заданной схеме, а также самостоятельные конструкции детей по определённым темам.
Результаты мониторинга достижения детьми результатов освоения Программы на начало 2016 учебного года
Область «Художественно – эстетическое развитие»
Подготовительная к школе группа № 5
На начало учебного года в подготовительной группе было обследовано 17 детей. Средний балл – 2,4.
ПРИОБЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ -2,3 Рисование - 2,4
Высокий – 24,2 % Высокий – 19 %
Выше среднего – 24,2% Выше среднего – 22,4%
Средний – 45,8% Средний – 50%
Ниже среднего – 5,8 % Ниже среднего – 5,6 %
Лепка – 2,3 Аппликация – 2,2
Высокий – 22,4% Высокий – 27,8%
Выше среднего – 27,8% Выше среднего – 27,8 %
Средний – 44,2 % Средний – 38,9 %
Ниже среднего – 5,6 % Ниже среднего – 5,6 %
Конструктивно – модельная
деятельность – 2,3
Высокий – 11,6%
Выше среднего – 60 %
Средний – 23,2 %
Ниже среднего – 5,2 %
В результате проделанной работы дети приобрели:
1. умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
2. у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;
3. приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;
4. проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;
5. откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;
6. используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.
Таким образом, особенности эстетического развития детей дошкольного возраста действительно занимают важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ними стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом.