Папки-передвижки

Выступление на педагогическом совете «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»

Елена Добротворская
Выступление на педагогическом совете «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению

Добротворская Елена Владимировна

Слайд 1: Титульный лист

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Публикация «Выступление на педагогическом совете „Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению“» размещена в разделах

В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.

Слайд 2: Главные участники в развитии возможностей каждого ребёнка

Подготовка к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка и всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Слайд 3: Психологическое сопровождение будущих первоклассников основывается на следующих видах деятельности:

Психологическое сопровождение будущих первоклассников основывается на следующих видах деятельности педагога-психолога: психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование и просвещение.

Психологическое сопровождение дошкольников при подготовке к школе делится на несколько этапов.

1 этап – психологическое просвещение (работа с родителями и педагогами). Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

• Знакомить родителей и педагогов с основными закономерностями психического развития ребенка, с целью выработки индивидуального подхода.

• Показать родителям влияние их стиля воспитания на развитие эмоциональной сферы ребенка.

• Формировать у родителей ответственность по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

• Формировать у родителей и педагогов потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах развития собственной личности.

2 этап – психодиагностика детей, которая включает в себя диагностику готовности к школьному обучению, диагностику эмоционально-волевой сферы, мотивационной готовности.

3 этап – коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная).

4 этап – мониторинг основных показателей:

• уровня развития познавательных процессов;

• эмоционально-аффективной сферы детей;

• уровень речевого развития;

• уровень развития зрительно-моторной координации;

• уровень развития мотивации.

5 этап – анализ проведенной работы и полученных результатов.

Слайд 4: Базовые качества психологической готовности к систематическому обучению в школе:

- Мотивы учения

- Зрительный анализ (образное мышление)

- Уровень обобщений (предпосылки логического мышления)

- Способность принимать учебную задачу

- Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения)

- Графический навык

- Произвольность регуляции деятельности

- Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)

В соответствии с ФГОС, «готовность к школе» – это необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования. Поэтому готовность ребёнка к школьному обучению заключается не только в количественном запасе представлений, но и в понимании ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Слайд 5: Целенаправленная деятельность педагога-психолога

В процессе психологического сопровождения подготовки к школе работа психолога имеет три направления: работа с детими, работа с педагогами и работа с родителями.

Целью работы психолога в рамках психологического сопровождения подготовки к школе, учитывая основные принципы ФГОС, является активизация процессов психологической готовности к обучению в школе.

Главными задачами являются: повышение уровня развития познавательных процессов и качеств личности; развитие произвольности; формирование умения слушать и выполнять инструкцию взрослого; развитие социального и эмоционального интеллекта.

Далее я расскажу подробнее о каждом направлении моей работы по психологическому сопровождению детей при подготовке к школе.

Слайд 6: Работа с детьми:

- Психодиагностика готовности к школе на начало и конец учебного года

- Развивающие и коррекционные занятия

- Игровая терапия

- Мероприятия, направленные на повышение учебной мотивации

Первое и главное направление – это работа с детьми. Она включает в себя:

1. - психодиагностику готовности детей к школьному обучению:

- Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека (адаптированный вариант);

- Методика «Лесенка»;

- Методика «10 слов» А. Р. Лурия;

- Методика «3 желания» (А. М. Прихожан);

- Методика «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко);

- Методика определения ведущей руки. Тесты М. Г. Князевой и Ю. В. Вильдарского;

- Методика «Нарисуй человека» Гудинаф-Харриса;

2. групповую и индивидуальную коррекционно-развивающую работу

- Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста по программе И. В. Спиридоновой «Учимся быть вместе» в старших группах;

- Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста по программе С. В. Рябцевой «Готовимся к школе вместе» в подготовительных группах;

- «Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты». Т. В. Селищева с детьми группы риска, дети с ЗПР;

- Индивидуальное сопровождение детей, предполагающее создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и оказание профессиональной помощи детям, которые в ней нуждаются.

3. игровую терапию

- Программа развивающих занятий для детей «Волшебный мир песка» Е. Ю. Конаныхина;

- Использование в работе с детьми игрового набора «Дары Фрёбеля».

Слайд 7: Работа с педагогами

Содержание работы с педагогами заключается в оказании психологической, информационной и практической помощи педагогам путем консультаций индивидуальных и групповых, практикумов и семинаров.

Слайд 8: Приоритетные задачи

Приоритетными задачами работы психолога с педагогами в рамках психологического сопровождения подготовки к школе являются:

- Знакомство педагогов с психологическими особенностями и закономерностями развития детей старшего дошкольного возраста;

- Обучение адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

- Помощь в создании условий, способствующих развитию у детей не только познавательной, но и эмоционально-волевой сферы при осуществлении подготовки к школе.

Слайд 9: Формы работы с педагогами:

Работа с педагогами может осуществляться в виде

- Круглых столов;

- Открытых занятий;

- Психологических консультаций;

- Семинаров-практикумов;

- Семинаров-тренингов;

- Деловых игр.

Слайд 10: Тематика:

По следующим темам:

- Стили педагогического общения;

- Эффективное взаимодействие с особыми детьми;

- Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и детей;

- Развитие коммуникативных навыков. Вербальное и невербальное общение;

- Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;

- Эмоционально-волевая готовность к школе;

- Мотивационная готовность к школе.

1. Как помочь гиперактивному ребенку»;

2. «Как помочь ребенку в период адаптации»;

3. «Синдром эмоционального выгорания»;

4. «Эффективное взаимодействие с родителями».

5. «Психологическая готовность к школе»

6. Тренинг «День психологической разгрузки».

Слайд 11: Работа с родителями:

Цель работы с родителями – психопрофилактика школьной дезадаптации через повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Содержание работы с родителями заключается в оказании психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.

Слайд 12: Формы работы с родителями (индивидуальные, групповые, дистанционные)

Работа с родителями осуществляется в следующих формах:

- Выступления на родительских собраниях («Психологическая готовность ребенка к школе», «Психологические особенности развития детей 6-7 лет»);

- Консультации индивидуальные и групповые («Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка»; «Речевая агрессия у детей»; «Ребенок-социопат»; «Почему дети себя «плохо» ведут или воспитание без наказаний»; «Стили семейного воспитания».);

- Семинары – тренинги;

- Анкетирование, опросы;

- Детско-родительские игровые взаимодействия;

- Просвещение (папки-передвижки, памятки, стенды, сайт и т. д.) (памятки по темам «Психологическая готовность к школе»; «Психологические особенности развития детей 5-6 и 6-7 лет», «Как помочь ребенку в период адаптации»; «Как вести себя с маленьким лгунишкой»; «Как научить ребенка не отбирать у детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду»; «Рекомендации по развитию активности ребенка дошкольника».)

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Внимание является основополагающей.

Обобщение опыта. Нейропсихологический подход к обучению детей с ЗПР при подготовке к школьному обучению. Аннотация: Нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия оказывают негативное.

Программа формирования психологической готовности детей 5–7 лет при подготовке к школьному обучению Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка Отдел образования по Куйбышевскому району г. Новокузнецка муниципальное бюджетное.

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования возможными социальными и психологическими достижениями.

Выступление на педагогическом совете «Формирование гражданской позиции воспитанников» Тема: «Лучшее время, чтобы посадить дерево было 20 лет назад. Следующее лучшее время - сегодня». китайская поговорка Нельзя не согласиться,.

Выступление на педагогическом совете «Агрессивные дети-работа с трудными семьями» Слайд 1 Выступление на педагогическом совете на тему: «Агрессивные дети – работа с трудными семьями» Слайд 2 Цель: повышение педагогической.

Выступление на педагогическом совете по теме «Диагностика обучения татарскому языку» В детском саду обучение татарскому языку ведется в соответствии с УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку, детей татарской.

Выступление на педагогическом совете «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Выступление на педагогическом совете:Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Актуальным направлением модернизации системы.

Выступление на педагогическом совете «Психологические основы игры дошкольника» Выступление на педагогическом совете. Тема: "Психологические основы игры дошкольника". Подготовила: педагог-психолог Шевченко Е. Г. Дошкольный.

Презентация «Выступление заведующего на педагогическом совете в 2017–2018 учебном году» Ф. 1. Приветствую Вас на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад № 393». Ф. 2. Представляю вашему вниманию повестку заседания педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педагогическом совете «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 20:39
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на педагогическом совете «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Добротворская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД