Елена Добротворская
Выступление на педагогическом совете «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению
Добротворская Елена Владимировна
Слайд 1: Титульный лист
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.
Слайд 2: Главные участники в развитии возможностей каждого ребёнка
Подготовка к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка и всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Слайд 3: Психологическое сопровождение будущих первоклассников основывается на следующих видах деятельности:
Психологическое сопровождение будущих первоклассников основывается на следующих видах деятельности педагога-психолога: психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование и просвещение.
Психологическое сопровождение дошкольников при подготовке к школе делится на несколько этапов.
1 этап – психологическое просвещение (работа с родителями и педагогами). Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
• Знакомить родителей и педагогов с основными закономерностями психического развития ребенка, с целью выработки индивидуального подхода.
• Показать родителям влияние их стиля воспитания на развитие эмоциональной сферы ребенка.
• Формировать у родителей ответственность по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
• Формировать у родителей и педагогов потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах развития собственной личности.
2 этап – психодиагностика детей, которая включает в себя диагностику готовности к школьному обучению, диагностику эмоционально-волевой сферы, мотивационной готовности.
3 этап – коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная).
4 этап – мониторинг основных показателей:
• уровня развития познавательных процессов;
• эмоционально-аффективной сферы детей;
• уровень речевого развития;
• уровень развития зрительно-моторной координации;
• уровень развития мотивации.
5 этап – анализ проведенной работы и полученных результатов.
Слайд 4: Базовые качества психологической готовности к систематическому обучению в школе:
- Мотивы учения
- Зрительный анализ (образное мышление)
- Уровень обобщений (предпосылки логического мышления)
- Способность принимать учебную задачу
- Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения)
- Графический навык
- Произвольность регуляции деятельности
- Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)
В соответствии с ФГОС, «готовность к школе» – это необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования. Поэтому готовность ребёнка к школьному обучению заключается не только в количественном запасе представлений, но и в понимании ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Слайд 5: Целенаправленная деятельность педагога-психолога
В процессе психологического сопровождения подготовки к школе работа психолога имеет три направления: работа с детими, работа с педагогами и работа с родителями.
Целью работы психолога в рамках психологического сопровождения подготовки к школе, учитывая основные принципы ФГОС, является активизация процессов психологической готовности к обучению в школе.
Главными задачами являются: повышение уровня развития познавательных процессов и качеств личности; развитие произвольности; формирование умения слушать и выполнять инструкцию взрослого; развитие социального и эмоционального интеллекта.
Далее я расскажу подробнее о каждом направлении моей работы по психологическому сопровождению детей при подготовке к школе.
Слайд 6: Работа с детьми:
- Психодиагностика готовности к школе на начало и конец учебного года
- Развивающие и коррекционные занятия
- Игровая терапия
- Мероприятия, направленные на повышение учебной мотивации
Первое и главное направление – это работа с детьми. Она включает в себя:
1. - психодиагностику готовности детей к школьному обучению:
- Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека (адаптированный вариант);
- Методика «Лесенка»;
- Методика «10 слов» А. Р. Лурия;
- Методика «3 желания» (А. М. Прихожан);
- Методика «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко);
- Методика определения ведущей руки. Тесты М. Г. Князевой и Ю. В. Вильдарского;
- Методика «Нарисуй человека» Гудинаф-Харриса;
2. групповую и индивидуальную коррекционно-развивающую работу
- Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста по программе И. В. Спиридоновой «Учимся быть вместе» в старших группах;
- Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста по программе С. В. Рябцевой «Готовимся к школе вместе» в подготовительных группах;
- «Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты». Т. В. Селищева с детьми группы риска, дети с ЗПР;
- Индивидуальное сопровождение детей, предполагающее создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и оказание профессиональной помощи детям, которые в ней нуждаются.
3. игровую терапию
- Программа развивающих занятий для детей «Волшебный мир песка» Е. Ю. Конаныхина;
- Использование в работе с детьми игрового набора «Дары Фрёбеля».
Слайд 7: Работа с педагогами
Содержание работы с педагогами заключается в оказании психологической, информационной и практической помощи педагогам путем консультаций индивидуальных и групповых, практикумов и семинаров.
Слайд 8: Приоритетные задачи
Приоритетными задачами работы психолога с педагогами в рамках психологического сопровождения подготовки к школе являются:
- Знакомство педагогов с психологическими особенностями и закономерностями развития детей старшего дошкольного возраста;
- Обучение адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
- Помощь в создании условий, способствующих развитию у детей не только познавательной, но и эмоционально-волевой сферы при осуществлении подготовки к школе.
Слайд 9: Формы работы с педагогами:
Работа с педагогами может осуществляться в виде
- Круглых столов;
- Открытых занятий;
- Психологических консультаций;
- Семинаров-практикумов;
- Семинаров-тренингов;
- Деловых игр.
Слайд 10: Тематика:
По следующим темам:
- Стили педагогического общения;
- Эффективное взаимодействие с особыми детьми;
- Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и детей;
- Развитие коммуникативных навыков. Вербальное и невербальное общение;
- Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
- Эмоционально-волевая готовность к школе;
- Мотивационная готовность к школе.
1. Как помочь гиперактивному ребенку»;
2. «Как помочь ребенку в период адаптации»;
3. «Синдром эмоционального выгорания»;
4. «Эффективное взаимодействие с родителями».
5. «Психологическая готовность к школе»
6. Тренинг «День психологической разгрузки».
Слайд 11: Работа с родителями:
Цель работы с родителями – психопрофилактика школьной дезадаптации через повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Содержание работы с родителями заключается в оказании психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.
Слайд 12: Формы работы с родителями (индивидуальные, групповые, дистанционные)
Работа с родителями осуществляется в следующих формах:
- Выступления на родительских собраниях («Психологическая готовность ребенка к школе», «Психологические особенности развития детей 6-7 лет»);
- Консультации индивидуальные и групповые («Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка»; «Речевая агрессия у детей»; «Ребенок-социопат»; «Почему дети себя «плохо» ведут или воспитание без наказаний»; «Стили семейного воспитания».);
- Семинары – тренинги;
- Анкетирование, опросы;
- Детско-родительские игровые взаимодействия;
- Просвещение (папки-передвижки, памятки, стенды, сайт и т. д.) (памятки по темам «Психологическая готовность к школе»; «Психологические особенности развития детей 5-6 и 6-7 лет», «Как помочь ребенку в период адаптации»; «Как вести себя с маленьким лгунишкой»; «Как научить ребенка не отбирать у детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду»; «Рекомендации по развитию активности ребенка дошкольника».)
Спасибо за внимание!