Зинаида Окотэтто
Выступление на педагогическом совете «Познавательно-исследовательская деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит в число специфически детских видов деятельности. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения совместной деятельности педагога и ребенка.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Познавательно-исследовательская деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования — наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей особое внимание уделяется организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ. Для реализации ФГОС ДО необходимо создать условия для исследовательской активности ребенка. Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности состоит в том, что ребенок познает объект в ходе действий с ним, а для этого необходимо иметь под рукой нужные материалы. Их условно можно разделить на три части:
• приспособления для экспериментов;
• материалы, при помощи которых фиксируются результаты эксперимента (блокноты, карандаши, стикеры с надписями, концентрические круги);
• пособия для визуализации (картинки, схемы, таблицы, слайды, фильмы). Подбирая пособия, следует руководствоваться таким правилом: у детей должно быть все необходимое и ничего лишнего. Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом важного условия-стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент.
Основной метод работы в ходе познавательно-исследовательской деятельности – самостоятельное экспериментирование как способ разрешения проблемной ситуации. Чтобы сделать это, ребенок должен актуализировать свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями.
В своей деятельности педагоги опираются на ведущие принципы развития дошкольников.
• Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);
• Природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
• Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность).
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют педагоги – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы.
Итак: деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Исследовательское поведение для дошкольника-главный источник получения представлений о мире. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения –представления результатов, полученных в исследовании. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Китайская пословица гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай опробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот это является основой познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.