Попова Вера Анатольевна
Выступление на педагогическом совете «Формирование гражданской позиции воспитанников»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Лучшее время, чтобы посадить дерево было 20 лет назад. Следующее лучшее время - сегодня».
китайская поговорка
Нельзя не согласиться, что народ с тысячелетним опытом не может давать плохих советов. Письменная история Китая насчитывает 3500 лет, и все это время Поднебесная славилась своим особенным видением мира и места человека в нем.
На мой взгляд, это высказывание как нельзя лучше затрагивает воспитательную деятельность в целом и патриотическое воспитание в частности. Именно поэтому В. В. Путин, Президент РФ, в своем послании сказал, цитирую «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе». В выступлении также был сделан акцент на необходимости восстановить то, что было упущено в предыдущее десятилетие. В связи с этим на федеральном уровне разработана и реализуется программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы» (до этого – на 2011-2015, внедряются региональные патриотические проекты, акции, ведется целенаправленная работа с подрастающим поколением. В «Программе развития воспитательной компоненты в образовательном учреждении на 2013-2020 годы» в качестве основного направления организации воспитания и социализации обучающихся гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Формирование гражданской позиции воспитанников“» размещена в разделах
Исходя из этого сформировалась личная тема самообразования «Формирование гражданской позиции воспитанников через различные виды деятельности». В течение трех последних лет (2013-2015 гг.) мною изучен отечественный опыт в области гражданско-патриотического воспитания, собран необходимый диагностический инструментарий, определены эффективные формы, средства, методы, получены стабильные результаты деятельности. Сущность моего педагогического опыта в рамках заявленной темы заключается в создании условий для формирования чувства патриотизма и гражданской зрелости через систему знаний и умений, опирающуюся на субъективный опыт личности школьника, через организацию различных видов деятельности, для достижения высокого уровня компетентностей воспитанника. Нельзя не сказать при этом и об использовании в педагогической деятельности современных образовательных технологий. Это - личностно-ориентированные и здоровьесберегающие, технологии проектной и исследовательской деятельности, игровые и информационно-коммуникационные технологии. В своей работе также применяю технологический компонент патриотического воспитания, разработанный философом И. А. Ильиным, который соответствует особенностям российской ментальности: созерцал - возлюбил - выбрал - свершил.
В рамках реализации разработанной мной программы патриотического воспитания школьников «Азбука патриотизма» воплощены социально-ориентированные проекты «Дорогой героев», «Я, ты, он, она - вместе дружная семья», «Возьмемся за руки друзья, чтоб не утонуть по одиночке», «Память жива» и другие.
В настоящее время существует множество самых разнообразных форм проведения воспитательных мероприятий. Одной из действенных форм патриотического воспитания, считаю, и использую в практической деятельности «проблемный стол» с элементами сюжетно-ролевой игры. Так воспитательное мероприятие «Все мы разные, но все-таки мы вместе» было предложено сегодня вашему вниманию. На мой взгляд, данная форма нацеливает участников на аналитическую и поисковую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения.
Организованные мною деловые игры «Суд природы над человечеством», «Выборы» и др., уроки мужества «Память жива», «Боль моя, Афганистан», «От солдата до генерала», способствуют формированию у воспитанников активной жизненной и гражданской позиции, патриотической ответственности за судьбу своей страны.
Одной из действенных форм в области патриотического воспитания считаю патриотические акции «Свеча памяти», «Солдатский платок», «Посылка солдату», «Знамя Победы». Воспитанники моей семьи являются активными участниками данных мероприятий, помогают в их организации как на уровне школы, так и на уровне села.
Особое внимание в своей деятельности уделяю межведомственному взаимодействию с организациями села. Эмоциональный отклик вызывают у ребят совместные мероприятия с приглашением сотрудников пожарной части, полиции, воинов запаса. Конкурсно-игровые программы «Герой дня», «Морское рандеву», «Будущий защитник Отечества» и другие позволяют ребятам проявить смекалку, выдержку, способствуют развитию физических качеств (сила, быстрота, ловкость, необходимые для службы в Вооруженных силах РФ.
Говоря о результативности работы в данном направлении можно сделать вывод, что за последние три последних года:
повысился уровень знаний воспитанников в вопросах организации социально значимой деятельности и формирования навыков социального проектирования. Разработаны и реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности, духовно-нравственного содержания и т. д. ;
проект «Дорогою героев» получил грантовую поддержку в рамках окружного конкурса исследовательских проектов педагогов образовательных учреждений ЯНАО;
деятельность по патриотическому воспитанию в рамках окружного патриотического проекта «Знамя Победы», отмечена Благодарственным письмом вице-губернатора ЯНАО Соколовой И. Б. за активное участие в реализации окружного патриотического проекта «Знамя Победы».
За участие во Всероссийском проекте «Карта памяти» наша семья награждена Почетной грамотой оргкомитета Всероссийского сетевого межшкольного проекта «Карта Памяти» за размещение рассказа о памятном месте «Памятник, посвященный героям Великой Отечественной войне».
Юноши-воспитанники моей группы (в составе команды) в течение двух последних лет являются абсолютными победителями военно-спортивной игры «Командарм», победителями первенства по военно-прикладным видам спорта «Рубежи» (2015 год, первенства Ямальского района по пешеходному туризму. Воспитанники являются победителями и призерами муниципальных и окружных конкурсов (районный (заочный) конкурс творческих работ обучающихся «Памяти павших будем достойны», международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!» и других.
Считаю, что необходимо продолжить дальнейшую работу в рамках гражданско-патриотического воспитания, так как молодое поколение должно знать героев войны, героев своего времени. Если ребенок с детства принимает активное участие в жизни школы, района, то у него закладываются основы правовой грамотности, понимание гражданской активности.
Убеждена, что пока не поздно, за молодежь нужно бороться, развивать у ребят нравственные представления о долге, чести, достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, семье, формировать представления о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа. Ведь не зря говорят, что народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
Закончить свое выступление хочется известными всем словами «Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно, если на 10 лет вперед – сажай лес, если же на 100 лет – воспитывай детей. Так гласит народная мудрость и с этим не поспоришь!