татьяна белоносова
Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Современному человеку необходимо понимать новые реалии, уметь ориентироваться, творчески мыслить, самостоятельно принимать решения в сложных проблемных ситуациях.
Поэтому для педагога нового поколения важно, чтобы современный ребенок не только овладел определенной суммой знаний и умений, а мог бы мыслить творчески, нестандартно, обладать определенным уровнем речевой активности.
Публикация «Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Я работаю в группе для детей с ОНР. Эти дети малоактивны, недостаточно общаются со сверстниками, не сопровождают рассказом игровые ситуации. У дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Для них характерна ригидность мышления - слабая способность к рассуждению, размышлению, что проявляется в частом употреблении стандартных фраз, положений.
Одним из результативных способов формирования познавательной активности, на наш взгляд, является технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Используя в работе по развитию речи игры и игровые упражнения с использованием творческих задач, педагог стимулирует у дошкольников:
- повышение уровня речевой активности;
-развитие структурных компонентов речи;
-развитие коммуникативных навыков;
-овладение умениями рассуждать, размышлять, обобщать, доказывать, делать выводы.
В коррекционно – развивающей работе с дошкольниками с ОНР мы используем такие игры как :
Игра «Назови признак».
Цель: развитие словарного запаса дошкольников с ОНР.
Оборудование: большой круг, игрушки, фрукты.
Ход игры.
На большом круге указаны признаки предметов:
1. Цвет 2. Форма 3. Величина 4. Материал 5. Вкус 6. Вес 7. Запах 8. Температура.
I вариант игры.
Дети берут по одному предмету, вращают стрелку и по плану называют признаки этого предмета.
Например, мяч:
зелёный, круглый, маленький, резиновый, безвкусный, лёгкий, без запаха, теплый.
Например, банан:
жёлтый, овальный, большой, сладкий, лёгкий, свежий, холодный.
II вариант игры.
Дети берут по одному предмету, вращают стрелку и называют только тот признак, на который укажет стрелка.
Игра «Утро, день, вечер, ночь.
Цель: развитие связной речи дошкольников с ОНР.
Оборудование: круги Луллия.
Ход игры.
На маленьком круге обозначены части суток: утро, день, вечер, ночь. На большом круге предметы: девочка, котенок, тарелка, стул.
Дети по-очереди крутят стрелку, маленький круг и составляют предложения, используя данные слова.
Например. Утром тарелка стояла на столе. Вечером котёнок играл на улице.
Игра «Чем мы похожи?»
Цель: активизация словарного запаса дошкольников с ОНР.
Оборудование: круги Луллия.
Ход игры.
Детям предлагаются два маленьких круга, на которых изображены предметы:
на первом круге – сок, цыплёнок, сахар, арбуз, черепаха, медведь, река, ель;
на втором круге - молоко, лимон, конфета, мяч, улитка, тигр, лента, иголка.
Дети крутят круги и, соединяя два разных предмета, находят для них общие признаки.
Например, лимон и цыплёнок - жёлтые, улитка и черепаха – медленные, мяч и арбуз - круглые.
Игра «Из чего мы сделаны?»
Цель: развитие словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи дошкольников с ОНР.
Оборудование: круги Луллия.
Ход игры.
Детям предлагаются два круга – большой и маленький. На большом круге обозначены предметы: мяч, платье, варежки, батон, сыр, ведро, качели, скамейка. На маленьком круге – материалы, из которых изготовлены эти предметы: резина, хлопок, мех, пшеница, молоко, пластмасса, металл, дерево.
I вариант игры.
Дети крутят стрелку, маленький круг и называют материал, из которого изготовлен данный предмет.
Например, сыр изготовлен из молока, скамейка - из дерева, платье - из хлопка.
II вариант игры.
Дети крутят стрелку, маленький круг и начинают фантазировать о том, чтобы было, если бы этот предмет был изготовлен из этого материала.
Например, платье сшито из меха - «в таком платье будет жарко»; сыр сделан из пластмассы – «это игрушечный сыр».
Игра «Загадочное животное»
Цель: развитие речевого словотворчества, навыка словообразования дошкольников с ОНР.
Оборудование: разрезные картинки домашних животных.
Ход игры.
Детям предлагаются разрезные картинки домашних животных. Дошкольникам необходимо составить картинку животного из картинок, на которых изображены части тела других животных. А затем дети придумывают название этому животному.
Например, свинокоза, верблюдолошадь, ослекорова, овцекролик.
Работа с данными дидактическими играми ведется:
- на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
-в непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи;
-в самостоятельной деятельности детей.
Речевая инициатива ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, овладеть умениями рассуждать, обобщать, доказывать, развивая речь.