Кривченко Ирина Викторовна
Опыт работы «Ознакомление младших дошкольников с миром животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ознакомление младших дошкольников с животным миром».
Подготовила: воспитатель МБДОУ №33 Кривченко И. В.
Я буду, так вводить малышей
в окружающий мир, чтобы они
каждый день открывали в нём
что – то новое, чтобы каждый
шаг был путешествием к истокам
мышления и речи, чтобы каждый
шаг познания облагораживал
сердце и закалял волю.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Опыт работы „Ознакомление младших дошкольников с миром животных“» размещена в разделах
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является обесценивание таких нравственных качеств, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.
Причина этого – серьёзные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведшие к социальному расслоению, снижению качества жизни достаточно большой части населения, что и повлияло на учащение вспышек негативизма, агрессии, жестокости. Негативные тенденции, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребёнка, в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т. е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения. Считаю, что формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в раннем дошкольном возрасте.
Психолого – педагогическими исследованиями доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого являются природа.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным : они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это роль их в биосфере огромна. «Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других лекарственных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно – просветительных и эстетических целях». От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественно – научных знаний.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта реализуется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой – одна из составных частей этого процесса – предлагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой.
Мы не только знакомим ребят с животными, но и учим относиться к ним бережно и внимательно. Побуждаем у детей с младшего возраста интерес и любовь к животным. Это необходимо для формирования правильного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).
Я считаю, что тема моей педагогической работы актуальна для детей младшего возраста, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. По моему мнению, живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
1. Целью данной работы является – ознакомление младших дошкольников с животным миром. Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы: а) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения); б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
в) приносимая польза.
При ознакомлении младших дошкольников с животным миром в соответствии с программой ставлю перед собой три воспитательные задачи:
1) формирование представлений о животных,
2) развитие эмоционально – положительного отношения к ним,
3)воспитание нравственного поведения в природе.
3. Приступая, к работе по ознакомлению младших дошкольников с животным миром я решила выяснить, что ребята уже знают.
Для этого использовала задания, направленные на выявление уровня сформированности знаний о мире природы Т. А. Серебряковой.
Задание «Путаница».
Цель: выяснить знания детей о строении животных (собаки).
Материал: разрезная картинка с изображением собаки; состоящая из двух частей – голова, туловище – хвост.
Игровая задача: сложить картинку и назвать части тела собаки.
Задание «Дикие и домашние животные».
Цель: выявить уровень знаний детей о домашних и диких животных.
Материал: мешочек; картинки с изображением диких животных - заяц, медведь; домашних - кошка, собака.
Игровая задача: достать из мешочка картинку, назвать, кто изображён.
4. Знакомство с животным миром проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время – все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы.
В своей педагогической работе для решения задач по ознакомлению с животным миром я использую следующие методы и формы работы :
1. Наглядные методы:
1) наблюдения;
2) рассматривание картин.
2. Словесные методы:
1) рассказ воспитателя;
2) беседа;
3) чтение художественной литературы;
4) использование потешек, загадок.
3. Практический метод
1) дидактические игры.
1. 1) Правильно организованные наблюдения учат ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на основе наблюдений рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения.
Наблюдение – важнейший метод познания животного мира, характеризуется следующими особенностями:
Наблюдения в младшем возрасте вызывают эмоционально – положительную реакцию ребёнка, его интерес к животному, желание общаться с ним.
Представления, накопленные, в результате наблюдений обогащают знания детей о животном мире.
2. При ознакомлении детей с животным миром используем рассказ, беседу, чтение художественной литературы, загадки, потешки.
1)Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя. Я считаю, что правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений детей.
2)В педагогической работе используются два вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительную беседу я использую перед наблюдением. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
3) Художественная литература при ознакомлении детей с животным миром используется, прежде всего в воспитательных целях. Чтение художественной литературы помогает обогащать детей знаниями, искать ответы на многие вопросы.
4) Ещё используются загадки, потешки, небольшие стихи. Образный язык их помогает выделить особенности животного, усилить эстетическое восприятие. Так, во время наблюдения с помощью загадок, потешек, стишков возникают эмоциональные реакции детей.
3. Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.
Рассматривая, перспективы развития данной темы я определила на будущее следующие задачи:
• формирование эмоционального отношения детей к животному миру;
• формирование представления детей о заботливости;
• проявления заботливого отношения к окружающему.