Рубцова Любовь
Опыт работы «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества в образовании происходит изменение целевых установок: от знаний, умений как предпосылок результативных действий в будущем к компетентности как способности эффективно действовать в разнообразных жизненных ситуациях.
Что нужно человеку 21 века?
- результативно действовать в меняющихся условиях и новых ситуациях;
- принимать самостоятельные и ответственные решения;
- конструктивно взаимодействовать с другими людьми;
Публикация «Опыт работы „Формирование коммуникативной компетентности младших школьников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Коммуникативные компетенции – это способности осуществлять результативное общение, понимать точку зрения собеседника, понятно излагать свое мнение по обсуждаемой проблеме, овладение умениями общения с людьми иноязычного происхождения.
Цель. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников.
Задачи:
- Учить детей ставить перед собой цель;
- Научить планировать ход действий на уроке;
- Способствовать умению вступать в учебный диалог в парах и группах;
- Учить адекватно оценивать ответы одноклассников;
- Учить аргументировать свою позицию, предлагать свое решение, давать советы.
Одним из способов формирования КК является учебная деятельность. Учебная деятельность – коллективный учебный диалог на всех этапах решения учебной задачи: умение излагать свои мысли; публично представлять результаты работы; понимать позиции другого; дискутировать с участниками диалога; представлять и защищать свою точку зрения. А это все является предпосылкой для успешной коммуникации с деловыми партнерами в будущем.
К концу обучения в начальной школе в отношении содержательной коммуникации должны быть сформированы следующие компетенции :
• владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;
• умение презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);
• умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет);
• умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;
• способность воспринимать художественные произведения (литературные, музыкальные, изобразительного искусства, выступая в разных позициях автора, зрителя, критика);
• способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.
Под коммуникативными способностями понимается совокупность свойств, умений и навыков, проявляющихся в процессе общения и определяющих его успешность. А общение – это не только обмен информацией, но и установление взаимопонимания, обмен действиями, идеями, духовно-нравственными ценностями, что является важнейшим условием развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Исходя из этого, я формирую у учащихся следующие коммуникативные умения :
- слушать и слышать другого человека;
- участвовать в свободной беседе
- быть внимательным к самому себе и окружающим;
- понимать чувства и настроение другого;
- осмысливать свои поступки и поступки другого человека.
Я стремилюсь, чтобы каждый ученик умел общаться, умел слушать и говорить так, чтобы быть услышанным, умел оценить свою и чужую речь, умел словесно импровизировать, постоянно стремился совершенствовать свою речь, умел передавать информацию, поддержать беседу, принять участие в дискуссии, установить контакт, найти способ уйти от ссоры во время спора.
Где и как учить детей общению?
Я это делаю на уроках, используя различные формы (экскурсии, путешествия, КВН); факультативах, во внеклассной деятельности (классные часы, беседы, конкурсы, праздники, на занятиях в ДО (ДШИ, спортивные секции, фольклор).
Приемы формирования КК
• начиная с 1-го класса, встаем в круг (если дети стоят в кругу, то реализуется один из важнейших принципов здоровьетворящего образования - принцип взаимообозрения, когда каждый может видеть глаза каждого) и говорим друг другу комплименты или добрые слова, выполняем разные задания, например:
1) «Слушаем тишину» - детям предлагается закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, в классе, на улице. Затем выясняется, кто что услышал.
2)«Расскажи, что ты желаешь имениннику» - поздравление - пожелание (не повторяясь)
• Часто провожу уроки - сотрудничества. Совместная работа в группе побуждает детей к развитию и проявлению своих личностных возможностей. Можно организовать работу в группах на протяжении всего урока или отдельного его этапа. Наш класс разделен на группы, в которую входят и сильные и слабые учащиеся. Такими группами ребята работают не только на уроках, но и во внеурочное время (смена поручений, выпуск тематических газет, подготовка и проведение классных мероприятий). На уроках, при групповой работе детям предлагается вопрос, проблема, задание и дается время для ответа, решения, выполнения. Каждая группа ищет свой способ, свой путь решения, свой ответ на поставленную задачу по заранее подготовленному учителем материалу, т. е. создается проблемная ситуация. Затем ведущий от каждой группы (ведущего каждый раз ребята назначают сами) высказывает точку зрения группы, а потом уже приходим к общему мнению. Слушая других, дети корректируют, дополняют свою точку зрения, свое мнение, свой вывод.
• Работа в малых группах, например:
- 1) 4 класс, чтение, Гаршин «Принцесса Аталия» вопрос:- Почему же пальма была идеалом для травки?
( группы получают задания:
1-я гр. - Суждено ли сбыться мечтам пальмы?
2-я гр. - Как внешний вид пальмы раскрывает ее внутренний мир?
3-я гр. - Как складываются пальмы и других растений?
Каждая группа выполняет данное задание, на листочке пишет вывод-продолжение «Травка считала идеалом пальму потому, что…», а затем зачитывает свой вывод.
- 2) 3 класс, русский язык, тема «Изменение глагола по числам»
Учащимся даются глаголы светит, летят, бегут, летит, плывут, треснул, звенит, чирикают, тает.
Задание дается всем группам одинаковое - разбить на группы слова, составить схему для опорного конспекта.
• Большую роль отвожу на создание Законов жизни класса
- называй другого человека по имени, и он будет обращаться к тебе так же;
- будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя;
- умей слушать и слышать другого человека, и ты узнаешь много нового;
- будь вежливым, и у тебя будет много друзей;
- умей видеть в другом человеке хорошее, и ты станешь лучше.
• Консультирование детьми тех, кому нужна помощь. Сами школьники выполняют роль консультантов для тех, кто не усвоил тему или пропустил уроки по болезни. Делают это они во время закрепления материала на уроке или во внеурочное время.
• На классных часах разработали правила помощи другому ученику:
-Помогай только тому, кто на это согласен.
-Сначала выслушай мнение того, кому ты собрался помочь. Разберись, что ему не понятно.
-Говори медленно, четко.
-Не раздражайся по пустякам.
-Работай не за него, а вместе.
-Радуйся любому успеху своего товарища.
-Самооценка результата деятельности.
Результаты диагностики показали:
В классе оптимальный бодрый, мажорный психологический климат. Основные показатели: устойчивое бодрое настроение, взаимоотношения основаны преимущественно на взаимной симпатии, дети уверены в сочувствии и поддержке товарищей, ощущение уютности и спокойствия, все дети класса испытывают радость. Коллектив постоянно в движении.
Ученики умеют:
- ставить перед собой цель;
-планировать ход действий на уроке;
- исходя из темы и целей урока, успешно вступать в учебный диалог в парах и группах;
- адекватно оценивать ответы одноклассников;
- аргументировать свою позицию, предлагать свое решение, давать советы.