Зинаида Мухометзянова
Опыт работы «Организация театрализованной деятельности младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация театрализованной деятельности младших дошкольников (из опыта работы)
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее способ выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности.
Публикация «Опыт работы „Организация театрализованной деятельности младших дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Анализируя свою работу, я поняла, что малыши и на занятиях, и в режимных процессах, и в играх, усваивают информацию лучше, если используется театрализация. Сказка запоминается быстрей, если ее после прочтения драматизировать с детьми; правила поведения в транспорте, в магазине надолго отложатся в памяти, если приходила в гости Маша из мультфильма «Маша и медведь». Систематически проводя театрализованные игры, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки. Малыши, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театральные игры требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Расширение театрально-игрового опыта детей, особенно младшего дошкольного возраста, осуществляется за счет освоения игры – драматизации. Главный методический прием в использовании театрализованных игр - их многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта. Малыши по-разному, в разном темпе воспринимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают глубже понимать ее содержание и направленность, становятся инициативнее.
При организации игр-драматизаций большое значение придается предварительной работе, которая начинается с чтения художественной литературы. После чтения произведения воспитателем, надо дать детям прослушать его еще раз в аудиозаписи или посмотреть видеофильм. Затем, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, надо использовать такие приемы, как выборочное повторение чтения, анализ образов героев, беседы о них, рассказы детей о герое, рассказы воспитателя.
В играх-драматизациях каждый персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, действия, условия в которых он живет. Поэтому важно найти нужные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как это сделать. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессе которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к чириканью воробьев, заметить особенности поведения кошки. А затем мы вместе с детьми можем имитировать их движения, передавать голосом различные состояния (страх, радость, удивление, ласку).
Однако, наблюдая за детьми в процессе игры, я выявила большой разрыв между интересами, замыслами и их реализациями. Малыши подробно описывают своего любимого героя, дают точную характеристику: «Котик был смелый, не побоялся лису, спас петушка», но в исполнении не могут передать тех качеств литературного героя, о которых сами с таким увлечением говорили.
В связи с этим я наметила следующие пути для решения задач приобщения детей младшей группы к театрализованным играм :
-проводить все задания последовательно и систематично, включая театральную деятельность во все виды занятий, в совместную деятельность с детьми;
-познакомить детей с формами театрализованных игр (настольный театр, конусный театр, плоскостной театр, фланелеграф, пальчиковый театр, театр на палочках, бибабо, игры-драматизации).
Для развития любого вида деятельности, в том числе и игры, малышей нужно мотивировать. Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, воспитателю необходимо менять набор приёмов в работе с детьми, учитывая их возраст.
Н. Ф. Губанова также отмечает, что для детей младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Детям этого возраста очень интересны спектакли, показанные воспитателями, а для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности можно приглашать старших детей выступать перед ними с постановками. Приобщение детей к театральному искусству следует начинать с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. А также с детьми младших групп можно использовать хорошо известные небольшие сюжеты сказок и инсценировок в качестве сценария для драматизации.
Работу по театрализованной деятельности с детьми младшей группы я начинаю с бесед о театре. При этом малыши постигают театральную тематику, начиная со знакомства с персонажами, которые там представлены (к примеру, герои пальчикового театра, куклы бибабо, персонажи театра теней и т. д.). Беседы о театре обязательно подразумевают объяснение назначения разных видов кукол. Так же ведётся работа над упражнениями по социально-эмоциональному развитию детей. К примеру, это может быть вариант выбора обращения («мяу-мяу», «гав-гав») к котятам, собакам на прогулке. Таким образом, дети не только знакомятся с окружающим миром, но и воспринимают как данность, то, что некоторые животные спокойно сосуществуют с человеком, который заботится о них. Еще детям можно давать задание «Угадай по голосу», которое развивает слуховое внимание, эмоциональность, воспитывает ответственность. Воспитатель предлагает малышам представить ситуацию: они оказались в лесу и узнали, что один из детей потерялся. Будучи обеспокоенными, остальные ребята по очереди зовут «потеряшку» : «Ау, Егорка!», а ребенок, стоя спиной к ребятам, должен по голосу узнать, кто же его позвал.
Я использую театрализованные игры во всех видах деятельности. Они непродолжительны по времени и просты по своей организации. В режимных моментах (кукла Катя показывает, как правильно мыть руки). Во время приема пищи приходит Маша и показывает, как правильно держать ложку, аккуратно кушать. В спальной комнате малышей ждет мягкая кукла Ляля. Такие игрушки отвлекают детей, помогают расслабиться, снять напряжение. Кроме этого, они вызывают у детей положительные эмоции, позитивные впечатления от детского сада. В образовательной деятельности использую персонажи-игрушки, как сюрпризные моменты. Знакомя с песенками, потешками, закличками («Солнышко-ведрышко…», «Водичка-водичка…» и др.) использую сказочные персонажи из театра кукол бибабо, сама наряжаюсь в бабушку-Забавушку. Иногда, в рамках физкультминутки, я использую психогимнастику. Она помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций взрослого и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией. Например, зашли в лес: интересно, потом тревожно- ведь не знаем, кто может нам повстречаться, хмуримся; прилетели птички, прискакали зайчики - удивились, испугались — что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям, лесным жителям. Выполнение психогимнастических упражнений учит малышей понимать собственные эмоции. Отличный приём для проведения подвижных игр, в том числе и на улице – сюжетные игры. Например, «Зайцы и волк» для младшей группы. Цель игры: научить прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Одного из играющих выбирают «волком». Остальные — «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне – «в овраге». «Зайцы» выходят из домиков, ведущий говорит: «Зайцы скачут - скок, скок, скок, на зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, осторожно слушают — не идёт ли волк». Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из «оврага» и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе «в овраг».
Занятие с детьми театрализованной деятельностью дало хорошие результаты. Возрос и углубился интерес к театрализованной деятельности, к театральной культуре. Участие в театрализованных играх доставляет радость детям, вызывает активный интерес, увлекает их. Повысилась творческая активность. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Детям нравится изображать героев сказок в рисовании, лепке, а также под музыку, имитируя их движения. Продолжает совершенствоваться словарный запас, грамматический строй речи, ее выразительность. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются воображение, память, внимание.
Подводя итог, можно отметить, что в младшей группе, прежде всего, формируется интерес к театрализованным играм. Через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В театрализованных играх детей отражается и закрепляется литературно-художественный материал, с которым ребенок знакомится в повседневной жизни. Яркие художественные образы, созданные взрослыми в театрализованных постановках, способствуют углубленному восприятию, надолго остаются в памяти детей, переходят в самостоятельные игры, обогащая их. Систематическая работа по развитию театрализованных игр в младшей группе поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных спектаклях и является средством повышения эмоционального тонуса малышей, развитие их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.