Людмила Ковжун
Опыт работы «Формирование интереса у младших дошкольников к занятиям продуктивными видами деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. В описаниях вакансий, в требованиях к соискателям, работодатели все чаще требуют креативность как обязательное качество. И далеко не только в дизайнерских и рекламных фирмах, а и в больших, серьезных корпорациях.
Таким образом, наша жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей мы и должны воспитать. В условиях модернизации системы дошкольного образования одним из ведущих направлений является индивидуальное творческое развитие ребенка. На сегодняшний день, это ещё и освоение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который направлен на решение такой задачи, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Одной из задач моей педагогической деятельности как раз и является создание условий для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, формирование интереса к занятиям продуктивными видами деятельности.
Публикация «Опыт работы „Формирование интереса у младших дошкольников к занятиям продуктивными видами деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
Продуктивная деятельность, по определению Г. С. Швайко – это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эстетический вкус. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умения довести до конца. Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в раннем детстве, и при этом имеют специфические особенности: 1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция); 2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей; 3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация. Именно поэтому я считаю, что развивать творческие способности детей следует с раннего возраста. А для того, чтобы развить эти творческие способности, первоначально необходимо ребенка заинтересовать, сформировать интерес к занятиям продуктивной деятельностью. Для активизации детей в продуктивной деятельности в своей работе я использовала следующие способы и приемы:
• игровые приемы, упражнения;
• наблюдение за процессом создания объекта;
• образовательные ситуации («Мир натюрморта», «Как цвет помогает поднять настроение картины»;
• экспериментирование с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок», «Из чего можно сделать бусы»)
• использование ИКТ; (дид. игры, использование программы скретч)
• привлечение родителей к совместной деятельности,
• нетрадиционные техники рисования и лепки.
А почему же нетрадиционными средствами? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в своем творчестве задуманное, поэтому поделки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание заниматься творчеством.
А разнообразие форм работ, разнообразие используемого материала очень привлекает детей. В своей работе я использовала следующие нетрадиционные техники:
• рисование ладошкой;
• рисование пальчиками;
• рисование ватными палочками;
• кляксография;
• монотипия;
• пластилинография;
• печать поролоновой губкой, пробкой;
• рисование на подносах с манной крупой;
• рисование на обоях;
• печатание листьями;
• лепка из кинетического песка;
• лепка из снега;
• аппликации из крупы и соли;
• сочетание разной по фактуре бумаги, ваты в одной работе;
• сочетание рисования с аппликацией (божья коровка,гусенок);
• прием сотворчества и коллективных работ (рисовала круг – солнышко, а дети рисовали ладошкой лучики; на ватмане рисовала курочку, а дети печатали цыплят);
В группе был создан уголок по изодеятельности с разнообразным материалом: кисточки, карандаши, мелки, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, трафареты, ватные палочки, ватные диски, бумага разного качества, природный материал, бросовый материал. "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" [Р. Г. Казакова]. Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима! Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Для развития детского творчества применяю следующие методы обучения: 1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Использую в своей работе личностно-ориентированные, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Применение арт-терапии как одной из технологий здоровьесбережения способствует •снятию детских страхов; • выходу агрессии;
• развитию уверенности в своих силах;
Одним из важнейших условий развития детского творчества является взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
Родители постоянно вовлекались в активную творческую совместную деятельность, результатами которой стали выставки творчества детей и родителей группы, выставки поделок, участие в конкурсах различного уровня.
Подводя итоги проделанной работы хочется отметить, что благодаря использованию перечисленных методов и приемов у детей формируется устойчивый интерес к занятиям продуктивными видами деятельности на протяжении всего дошкольного возраста.
Дети:
- учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации;
- приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся более раскрепощенными, уверенными в себе;
- развивают творческие способности, воображение, фантазию, получают эстетическое удовольствие от своей работы.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Я стараюсь, чтобы мои воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Литература:
• «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной;
• «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский;
• «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Казакова;
•
• «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова;
• «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.