Светлана Серебрякова
Консультация «Ознакомление с ближайшим окружением младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально - приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.
Родина – это страна, где родился человек, город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка - дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.
Публикация «Консультация „Ознакомление с ближайшим окружением младших дошкольников“» размещена в разделах
Отсюда и определение задач первичных представлений об объектах окружающего мира, это:
• Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях окружающей среды;
• Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения;
• Знакомить с ближайшим окружением : дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская;
• Рассказать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофёр, строитель, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь.
Знакомя детей с предметами ближайшего окружения их функциями и назначением в условиях детского сада мы:
• Учим определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).
• Знакомим детей со свойствами материалов (прочность, твердость, мягкость, со структурой поверхности (гладкая, шероховатая, с узелками).
• Рассказываем о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п., другие созданы природой (камень, шишки).
• Учим способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование (тонет — не тонет, рвется— не рвется).
• Учим группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (посуда — мебель; чайная, столовая, кухонная посуда).
Сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира.
Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.
Необходимо систематически и целенаправленно учить младших дошкольников наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни, ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему. Ведь, в процессе ознакомления с детским садом ребё нок:
• знакомится с работниками детского сада, узнаёт имена и отчества некоторых работников (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.).
• учится здороваться и прощаться с взрослыми и детьми
• у ребёнка формируется желание поддерживать порядок в группе, бережное отношение к игрушкам, книгам и личным вещам
Так же мы знакомим детей с объектами, находящимися на территории детского сада, учим их ориентироваться в пространстве.
Для закрепления полученных знаний проводятся игры - наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.
В нашей группе мы стараемся, чтобы дети заинтересовывались сюжетно - ролевыми играми и чтением художественной литературы, поэтому по возможности меняем атрибуты в данных играх, и пополняем книжный уголок новыми книгами по теме, часто прибегая к помощи родителей.
Таким образом, наша работа в целом даёт положительные результаты. У детей расширяется круг представления об окружающем, повышается уровень познавательного развития, любознательности, проявляется инициатива и самостоятельность - жизнь детей наполняется интересными делами и идеями.