Рида Игнатьева
Экспериментирование и наблюдение за живой и неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
«Экспериментирование и наблюдение за живой и не живой природой».
Подготовил: воспитатель Игнатьева Р. Р.
В. А. Сухомлинский считал, необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы рос исследователем, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю.
Публикация «Экспериментирование и наблюдение за живой и неживой природой» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети очень любознательны, наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы, совершают свои открытия.
В своей работе организуя наблюдения и исследования, я стараюсь помочь детям познать свойства разных предметов окружающего мира доступными их пониманию способами, средствами.
Основные направления моей работы:
• Формирование осознанного правильного отношения к природным объектам и явлениям.
• Обучение основам экспериментирования и исследования на примере различных материалов и предметов.
• Установление взаимосвязей и взаимозависимостей между объектами живой и неживой природы.
Содержанием исследований является всё то, что окружает ребёнка то, что он видит ежедневно. Это живая и неживая природа, растения, рукотворный мир, мир человеческих отношений.
Опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества. Они способствуют развитию двух типов активности:
• активности, стимулируемой взрослыми,
• собственной активности, определяемой самим ребёнком.
Как же происходит поиск путей решения какой – либо проблемы?
Ребёнок самостоятельно говорит, рассуждает, все выступления выслушиваются и дети делают выводы. Для развития и поддержания интереса к наблюдаемым объектам необходимо побуждать детей к поиску. Это проблемные вопросы и ситуации, задания исследовательского характера различной продолжительности (от минуты до нескольких недель, опытно – экспериментальная деятельность, наблюдения.
Ценности исследовательской деятельности:
Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную, исследовательскую функцию. Исследовательская деятельность способствует расширению представлений об окружающем мире, развивает мыслительные процессы.
Формируются навыки исследовательской деятельности:
• Наблюдательность
• Расширяет кругозор детей
• Углубляет знания
• Приучает к усидчивости и аккуратности
Для знакомства детей с объектами неживой природы (вода, воздух, глина, песок, камни, живой природы, при изучении собственного организма (зачем нужен нос, рот, уши, язык, использую элементарные опыты.
Исследовательскую деятельность использую как в процессе занятий, так и во время прогулок (превращение воды в лёд, Откуда берется ручеек, откуда дует ветер и др).
Стараюсь знакомить детей с теми фактами действительности, которые встречаются в повседневной жизни ( например: свойства воды разливаться, когда пролили чай; почему чай сладкий – растворили сахар; почему вода солёная – растворили соль и т. д.).
Занятия – экспериментирования проходят в увлекательной для детей форме: путешествия, работа в «лаборатории», «учёные», с использованием загадок демонстрационного материала, научных приборов (лупа, микроскоп, магниты, зеркало).
В группе есть «уголок природы и экспериментирования», в котором дети с младшей группы изучают свойства воды и песка. Создана «лаборатория», в которой есть образцы различных материалов: глина песок, камни, ракушки, природный материал; песочные часы, магниты, лупа, рулетка, линейка, свечи, дырокол, ножницы, фартуки и т. д.
В младшей группе дети работают совместно с воспитателем, отвечают на вопрос «как это сделать?», начинают предвидеть некоторые последствия своих действий.
В средней группе дети не только задают вопросы, но и пытаются искать на них ответы, высказывают предположении, каким может быть результат опыт, составляют короткие рассказы об увиденном - работают под контролем воспитателя.
В старшей группе дети делают попытки выполнения всего опыта по инструкции, прогнозируют результат, устанавливают причинно – следственные связи, составляют развёрнутый рассказ об увиденном – работают под неявным (скрытым) контролем воспитателя.
В нашей группе для работы с детьми созданы оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы.