Ирина Горчакова
Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания дошкольников. Ценностная категория
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
К. Д. Ушинский
В современном обществе особо остро стоит проблема воспитания нравственной личности. Причины кроются в недостатке внимания к детям со стороны взрослых, отсутствии культуры в окружении ребенка, большом количестве агрессии и экстремизма, пропаганде негативных факторов в источниках информации. В последние годы усилилась тенденция к глобализации, что приводит к потере традиционных для российского общества ценностей.
Публикация «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания дошкольников, Ценностная категория» размещена в разделах
Нравственные ценности Любовь к людям, Добро, Мир, Свобода, Истина, Совесть, Семья, Труд, имеющие неизменную значимость во все времена, содержательно трактовались по- разному в зависимости от доминировавшего мировоззрения. И, следовательно, по-разному закладывались у молодого поколения, соответственно по-разному проявлялись в поведении и деятельности [4]
Испокон веков в нашем отечестве ценился труд Трудолюбие почиталось как одно из лучших качеств человека, Выполняя свою работу человек должен был помнить, что таким образом людям служит. Кичится должностным положением считалось дурным тоном. В современном обществе работа (труд, трактуемая как служение- редкое явление. Чаще- средство реализации личности. Еще чаще – источник доходов. Под воздействием общественного влияния СМИ нередко молодые люди стремятся выбрать профессию, где за минимум затраченных сил и времени смогут получать максимум денег. [4]
Нельзя спрятать ребенка от всего плохого, но необходимо формировать базовые ценности, которые помогут принимать правильные решения в жизни: представление о труде как обязанности, приносящей пользу себе и окружающим, трудолюбие, чувство благодарности и уважения людям за труд, бережное отношение к продуктам труда.
Возрождение народной культуры, ее ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление развития дошкольного образования.
«Добрый мир» - программа Л. Л. Шевченко является частью единой авторской программы «Духовно-нравственная культура. Православная культура». Цель программы: развитие личности дошкольника на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цикл занятий посвящен теме: Труд. На занятии «Хлеб-всему голова» педагог объясняет детям: бог посылает людям урожай, если человек трудится. Бережное отношение к хлебу- это проявление уважения к труду человека. Людям приходится трудно, когда хлеб не уродится.
Обсуждение пословицы «Муравей не велик, а горы копает» приводит детей к пониманию, что маленький муравей может проделать трудную работу: даже в большой горе проложить норки, потому что он трудолюбивый, не ленивый. [3 с. 69]
Пословицы и поговорки–жемчужины народной мудрости. В них особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Прочитав начало пословицы, можно предложить детям сформулировать ее окончание. Кто любит трудиться (тому без дела не сидится) Труд кормит (а лень портит) Какой мастер (такова и работа)
Программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры» содержит материал для ознакомления детей с бытом, основными занятиями русских людей, художественными промыслами, былинами, пословицами и сказками о труде. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение, пересказ, театрализованное исполнение, проведение конкурса знатоков, выставки рисунков по мотивам сказок.
Знакомство со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович» следует начать с обсуждения присказки:
Нам даром без труда ничего не дается,- Недаром исстари пословица ведется. [1 с. 255] После чтения сказки предложить детям ответить на вопросы по содержанию: -Почему девочек назвали Ленивица и Рукодельница? -Сравнить, как выполняли девочки свою работу. -Что они получили за свой труд? -Что в сказке правда, а что вымысел? -Чему эта сказка учит?
Ознакомление с особенностями уклада жизни, трудом и культурой народа осуществляется через разные виды деятельности: -экскурсии в русскую избу дают возможность познакомиться с предметами быта, орудиями труда, их назначением,
-знакомство с народными промыслами, увлекает детей, воспитывает желание беречь красоту, созданную руками человека,
-праздники и развлечения отражают народные традиции, связанные с трудом и различными сторонами жизни,
-рассказы о народной игрушке, прародительнице современной куклы, облик которой трансформировался от тряпичной куклы на протяжении столетий, вызывает оживленный интерес, желание мастерить, делать игрушки своими руками.
Широкое использование ИКТ в сочетании с традиционными методами повышает эффективность образовательного процесса. ИКТ обладают наглядностью, яркостью, способностью к быстрому восприятию, привлекают внимание детей.
В процессе работы педагог должен использовать любые ситуации, в которых проявляется инициативность, самостоятельность, желание помочь. Такие поступки следует поощрять и делать это нужно по-разному. За хороший поступок, совершенный ребенком в первый раз, оценка дается в ярко выраженной эмоциональной форме. В следующий раз- более сдержанно, чтобы ребенок не привык делать хорошее только ради похвалы и у него формировалось мнение,что так должен поступать каждый. В этом нет особой заслуги. Таким образом, у детей формируется стремление трудиться без напоминаний, указаний и подсказок. [2 с. 38]
Воспитатели стремятся найти рациональные пути взаимодействия с родителями. Участие родителей вместе с детьми в мероприятиях ДОУ: субботники, сбор макулатуры в рамках акции «Сдай макулатуру- спаси дерево», подготовка праздников способствуют формированию правильных ценностей личности ребенка.
Информационные технологии повышают компетентность родителей, открывают новые перспективы для родителей и педагогов в образовании и воспитании дошкольников.
Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители стараются выбрать детский сад, в котором применяются наиболее полезные с их точки зрения методики. Но при этом забывается, что развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все приобретаемые знания, формируемые умения и навыки, складывающееся мировоззрение, усваиваемые формы индивидуальной и социальной активности будут пронизаны духовно-нравственным подтекстом [5] Дети- будущие полноправные члены социума, им предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие, в котором народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Источники литературы
-учебники и учебные пособия:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие-2-е изд. ,перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2004.- 304 с. ;ил.
2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128 с.
3. Шевченко Л. Л. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие. -М. : Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2012. 208с.
-статьи из журналов:
4. Космачева Н. В. 2011 скан Трактовка нравственных ценностей как основание для формирования личности // Апостол-2011.-№2(8).- С. 16-19
5. Лескина И., Станкевич Н., Соколова Л. Духовно- нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание -№2- 2014.-С. 79-82