Наталья Пухова
Педчтения «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пухова Наталья Серафимовна
Воспитатель МБДОУ «Ермаковский детский сад»
Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством реализации содержания пяти образовательных областей.
«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется в последствии самосознание и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».
Публикация «Педчтения „Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников“» размещена в разделах
Н. А. Добролюбов.
Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского образования. Так, стратегия развития воспитания в Российской Федерации опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. И эту сложнейшую проблему на сегодняшний день должны решать педагоги совместно с родителями. Потому что, именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В современном мире, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. Дети ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования. В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности». События, происходящие вокруг нас, указывают на необходимость решения проблемы духовного и нравственного развития общества. Все это делает проблему формирования нравственных представлений у дошкольников актуальной и значимой в современном детском саду. Воспитателям нужно научить ребенка делать правильный нравственный выбор. В этом им могут помочь различные игры, игровые ситуации и задания, такие как: «Никогда не унывай», «Помоги улучшить настроение», «Как поступить?», «Доброе слово в доме», «Скажи доброе слово», «Волшебный стул». В организации сюжетно-ролевых игр необходимо учитывать нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив. Воспитание трудолюбия – актуальная проблема, решение которой невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности отечественной культуры. Современным детям необходимо прививать любовь к труду, показывать на разных примерах, что «труд всегда в почете», «дело мастера боится», а ленивых и нерадивых народ высмеивал. В народе испокон веков почитался труд землепашца и хлебороба. Мы должны заново формировать утраченное благоговейное чувство к хлебу на основе осознания того тяжкого, страдного труда, с которым связано выращивание, уборка, хранение урожая.
В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках». Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых нравственного воспитания детей. Ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее влияет на эмоциональную сферу. Важную роль в духовно-нравственном воспитании детей играют народные поговорки, пословицы, в которых заложена образная информация о предостережении человека от недобрых поступков: «нельзя убивать ящерицу, лягушку, зверя…», а то «пойдет дождь» и природа заплачет. Нельзя засорять водные источники (родники, колодцы, пруды и т. д.) – придут несчастья. Воду хранить надо так, чтобы она была защищена от нечисти. Такие правила жизни, выраженные в доступной форме для понимания ребенка, способствуют воспитанию здоровых привычек и нравственному поведению. Идея одухотворенности природы связана с тайной, что вызывает особый интерес у старших дошкольников. Волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем. Если мы поможем детям почувствовать свою особенную жизнь в каждом природном существе, поможем понять, что все вокруг создано для любящего сердца, возникнет ли у них желание бездумно разрушать его, ломать ветки, рвать цветы или мусорить?
Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира. Очень полезно в работе использовать все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. И почти каждая деятельность предполагает интеграцию различных видов продуктивной деятельности, которая способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка.
Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»).
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Ведь все лучшее из детства найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека.
«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако, глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым». Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет». В полной мере это относится к духовно-нравственному воспитанию детей. Хотя эти слова были написаны в начале ХХ века, но и в настоящее время, они продолжают оставаться особенно актуальными.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.
2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
3. Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
4. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина. : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2004.
5. «Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.