Папки-передвижки

Сотрудничество ДОУ с Симферопольским художественным музеем в процессе формирования духовно-нравственных качеств дошкольников

Елена Журавская
Сотрудничество ДОУ с Симферопольским художественным музеем в процессе формирования духовно-нравственных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы педагогов МБДОУ №4 «Ласточка»

Старший воспитатель МБДОУ №4

Журавская Е. Г.

Все больше в жизнь детского сада входит такое понятие как социальное партнерство. Кто же является социальным партнером дошкольного учреждения, как складываются эти взаимоотношения?

За дверьми детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и радости. В сегодняшнее время дошкольное учреждение становится открытой развивающейся системой, которая стала местом пересечения самых разных социальных институтов. Чем шире, разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл социальных явлений, осваивает культурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения. Поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы.

Публикация «Сотрудничество ДОУ с Симферопольским художественным музеем в процессе формирования духовно-нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах

Одним из таких резервов является институт социально партнерства.

По определению Ирины Алексеевны Хоменко термин «социальное партнерство в образовании» : - это «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития»

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в детском саду должна быть ориентирована на «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе.

Дошкольный возраст - время вхождения ребёнка в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Духовность -основополагающее условие для развития творческой инициативной личности.

Эмоционально-душевная сторона личности формируется в дошкольном возрасте, и является, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре, традициям, истории следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытий. Будущее определяют сегодняшние дети и от того, какими они вырастут, какие приоритеты выберут, будет зависеть состояние общества и его дальнейшее развитие, поэтому гражданское, духовно – нравственное воспитание в изменившемся мире и обществе выступают на первый план и становятся приоритетными.

Как вырастить гражданина, патриота, человека нравственного, помнящего свои корни?

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

С дошкольного детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям народного искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, заложить основы патриотических чувств, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру. Задача современного педагога не навязать, а пробудить в ребенке чувство любви к Родине, ее традициям.

Возможность получить ребенку необходимые знания и эмоции, зародить интерес к прошлому настоящему дает использование в работе такой технологии, как музейная педагогика.

Рядом с нашим дошкольным учреждением расположен Симферопольский художественный музей. На протяжении пяти лет мы работаем в тесной взаимосвязи с данным учреждением культуры и совместно решаем ряд педагогических задач.

- Знакомство и формирование первоначального понятия «история» через историю родного города, через понятие «малая родина»;

- Развитие психофизических качеств : наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;

- Воспитание нравственных качеств личности ребенка : доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию;

- расширение представлений о Крыме и России в процессе знакомства с искусством

- знакомство с разными жанрами живописи

- формирование представлений о творчестве знаменитых русских живописцев

- знакомство с творчеством Крымских художников, писателей, деятелей искусства

- расширение представлений детей о культуре и традициях русского народа

- Развитие чувства прекрасного, способности чувствовать и понимать красоту окружающего мира

- развитие творческих возможностей детей с ОВЗ

- совершенствование навыков рисования в процессе изобразительной деятельности

- развитие мелкой моторики и зрительного восприятия

Свои социально-партнерские отношения мы начали с разработки нормативно-правовой базы:

Руководствуясь «Законом об образовании РФ», САНПИНОМ мы разработали:

1. Договор «Об осуществлении совместной деятельности»

2. Приказ «Об организации работы по музейной педагогике»

3. Положение «О порядке проведения экскурсий»

4. Приказ «об утверждении плана мероприятий по сетевому взаимодействию между ДОУ и Художественным музеем на учебный год»

5. Приказ «Об утверждении плана – графика тематических занятий на базе художественного музея»

В соответствии с «Планом мероприятий», который является частью программы «Симферополь – культурная столица» и в соответствии с «Планом-графиком» наши дети в течение учебного года посещали Художественный музей.

Это были не просто музейные экскурсии – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью наших музейных экскурсий является сочетание показа и рассказа искусствоведа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии, что очень важно для наших детей с нарушением зрения. В детских музейных экскурсиях педагоги использовали вопросно-ответный метод, игровые приёмы, театрализацию, музыку и продуктивную деятельность детей (рисунок, лепка, моделирование).

Тематика экскурсионных музейных занятий плавно сочеталась с мастер-классами художественно-эстетической направленности.

В течение всего учебного года наших детей встречал у входа «Музейка»- кукольный персонаж. В след за ним дети уверенно поднимались по белоснежной лестнице, ведущей в мир искусства, в мир красок, фантазий, эмоций, душевных переживаний, культуры и истории. С «Музейкой» мы увидели другой Крым – яркий, волнующий, неповторимый. Узнали, каким бывает Черное море, знакомясь с творчеством Айвазовского. Познакомились с архитектурными традициями г. Симферополя, Бахчисарая и Южного берега Крыма; в доступной для детей форме познакомились с разными жанрами живописи (натюрморт, портрет, пейзаж).

А какими интересными были занятия по сказкам А. С. Пушкина. После таких встреч, уже знакомые сказки звучали как то иначе.

Тематика занятий была составлена так, что позволяла сформировать у дошкольников представления не только о родном Крыме, но и о большой России.

На занятии «Улочками Санкт – Петербурга» дети много нового узнали о истории государства Российского и Петре 1.

Знакомясь с народными промыслами, получили представление, как богата Россия умельцами, и насколько особенна и многогранна ее культура и традиции.

Каждая тематическая экскурсия завершалась творческой деятельностью. Используя разные техники рисования и арттерапевтические технологии опытные педагоги помогали малышам выразить свои впечатления, эмоции, настроение.

Процесс развития и воспитания дошкольников не ограничивается лишь рассматриванием предметов искусства. Само пребывание в музее формирует нормы культуры поведения. Эти светлые огромные залы, паркетный пол, золотое убранство стен, старинная лепнина заставляют детей расправить плечи, выпрямиться, взглянуть вперед гордо и уверенно.

Цикл занятий «Офицерское собрание» способствовали расширению представлений детей о культурных традициях России 19 века, о классической музыке. Рассматривая портреты представителей 18-19 века, дошкольники познакомились с особенностями женского и мужского костюма тех времен. Именно здесь в торжественной обстановке мальчики приглашали «маленьких Дам» на вальс и танцевали как на балу.

Музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Шишкина или Рублева и т. д. Это не главное. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством развития современного ребенка.

Известный философ 19 века Николай Федорович Федоров, считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. В своей работе «Музей – его смысл и назначение» Н. Федоров назвал музеи «высшим учреждением единства». Ученый видел в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего в настоящем. Храня память «об отцах», их вещах и деяниях, музей образовывает и воспитывает душу»

Опыт работы нашего детского сада с Художественным музеем показывает, что активная позиция дошкольного учреждения делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Одновременно процесс взаимодействия с социальными партнерами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, поднимает статус учреждения. Социальное партнерство строится с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Организация социокультурной связи между дошкольным учреждением и музеем позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования.

Публикации по теме:

Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей Введение. Ушедший век показал, что одни лишь достижения науки и экономики не могут сделать нашу жизнь гармоничной и достойной человека.

Важность и значение развития духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к истокам русской культурыВажность и значение развития духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к истокам русской культуры Скажите, пожалуйста, кто знает историю своего языка? Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети,.

Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи «Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» Воспитатель Буланова.

Формирование нравственных качеств у дошкольников Нравственное воспитание одна из важнейших сторон общего развития ребёнка, но это длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны.

Мастер-класс «Игра в воспитании нравственных качеств дошкольников» В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра является ведущей деятельностью дошкольника. В ней ребенок развивается.

Консультация «Формирование духовно-нравственных качеств у детей через игру» Игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит.

Мастер-класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения» Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения Мастер – класс хочу начать с нескольких цитат.

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством экологического воспитания» Актуальность выбранной темы. Экология в наше время стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной.

Проект «Создание мультфильма как средство воспитания духовно-нравственных качеств у детей» Автор проекта: Кошарнова О. Н. Тип проекта: групповой, информационно-творческий, По продолжительности: средне-срочный. Участники проекта:.

Развитие нравственных качеств у ребенка в процессе игровой деятельности "НРАВСТВЕННОСТЬ – это основа всех человеческих ценностей», Альберт Эйнштейн В воспитании детей и их социализации в обществе очень важно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество ДОУ с Симферопольским художественным музеем в процессе формирования духовно-нравственных качеств дошкольников
Опубликовано: 9 января 2019 в 16:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сотрудничество ДОУ с Симферопольским художественным музеем в процессе формирования духовно-нравственных качеств дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Журавская (УИ 476328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД