ирина седых
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше созвучна с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Темочки:
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, уважение родителей, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.
Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств.
Ребёнок подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и детский сад - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Поэтому в свою работу с родителями я включаю:
-открытые показы воспитательно - образовательного процесса;
-проведение совместных мероприятий: день Матери, 23 февраля, Праздник осени. На этих мероприятиях родители не только зрители, но и активные участники. Детям очень приятно быть рядом с мамой или папой.
-собеседования на диалоговой основе;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
-выставки совместного творчества.
- создание древа семьи.
На занятиях по рисованию, мы знакомим детей с народными традициями, с народно-прикладным искусством народов нашей многонациональной страны. Дети с удовольствием разрисовывают кувшины росписью «Гжель», доски - хохломской, городецкой росписью, оленей и лошадок – филимоновскими узорами.
Мы частые гости нашего краеведческого музея. Экскурсовод Новикова Г. Н. познакомила детей с бытом и жизнью наших прапрадедов, рассказала и показала об одежде и обуви наших предков. Дети моей группы участвуют в марийских праздниках, проводимых в ДОУ, на занятиях мы знакомим детей с природой родного края, с республикой Марий Эл, посёлком. Были проведены занятия: «Мой папа самый лучший», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Моя любимая улица».
Родители всегда охотно откликаются на участие в конкурсе рисунков «Красота Божьего мира». Дети нашей группы в прошлом году заняли 1 и 3 место в районе. В этом году также одна работа нашей воспитанницы была отправлена на Республиканский конкурс.
С интересом участвуют дети и родители в конкурсе «Пасхальные радости». Мы рассказываем детям о православных праздниках Пасха, Масленица, Рождество. Знакомим детей с обычаями и традициями этих праздников.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались правильные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры достойного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Доброе отношение к окружающим помогает сформировать и участие в акции «Добрые дела» по сбору одежды, игрушек, канцтоваров для детей из малообеспеченных семей, в которой мы участвуем.
Поэтому я горжусь, что в нашей группе есть «Книга памяти», в которой собраны портреты прапрабабушек и прапрадедушек, которые подарили нам счастливую жизнь.
В предшествии 9 мая в группе ежегодно проходят тематические занятия и конкурсы чтецов.
В нашей группе создан мини бессмертный полк, которым мы проходим во время утренника. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Многие дети со своими родителями ежегодно участвуют в районной акции «Бессмертный полк». Одна мама, как-то мне сказала: «Не надо навязывать детям свое мнение, не надо лишний раз их воспитывать. Просто пусть он пройдёт с вами хоть раз в «Бессмертном полку» и это останется у него на всю жизнь.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно.
Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде.
Что значит, человека воспитать
Таким, чтоб за него не стыдно было.
Как сложно на себя всю тяжесть взять
Когда кругом темно от негатива.
Как справиться с той грубостью и злом,
Что нам несут ТВ и интернеты
Повсюду лжи и хамства торжество,
Реклама про вино и сигареты.
А мы должны ребенка воспитать
Хорошим, благородным человеком.
Должны мы научить его мечтать
Как нам бы трудно не было при этом.
Подготовила
воспитатель подготовительной группы МБДОУ "Новоторъяльский детский сад "Солнышко" Седых Ирина Анатольевна