Мельникова Наталья
Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции
Мельникова Н. В. воспитатель
МБДОУ д/с №22 «Почемучка»
г. Саяногорск Республика Хакасия
Публикация «Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Нравственное воспитание дошкольников включает следующие направления работы: воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу; формирование элементарных знаний о правах человека; формирование толерантного отношения к другим людям, народам и их традициям.
Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. А. Козловой, Л. И. Беляевой и др. «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Все что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы». (К. Д. Ушинский)
Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему. В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.
В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой.
Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у детей нравственные ценности, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства.
В настоящее время одной из актуальных проблем образования является воспитание нравственных ценностей у дошкольников. Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников одна из приоритетных педагогических проблем. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, способного взять на себя ответственность за свою семью, за свою судьбу, судьбу Отечества.
Цель: формировать у детей представление о семье и семейных традициях,
воспитывать чувства привязанности и любви к своей семье.
Задачи:
• познакомить детей с понятием «семья», семейные традиции;
• способствовать воспитанию у дошкольников чувство любви и уважения к членам своей семьи;
• учить проявлять заботу и внимание к своим близким;
• побуждать родителей проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей.
Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции : увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.
Именно поэтому мы рассматриваем вопрос воспитания семейных ценностей у себя в группах более глубоко. В качестве семейных ценностей выделили - обычаи (установившиеся, привычные формы поведения) и традиции (переходящие из поколения в поколение).
Важной составной частью воспитания нравственных ценностей является приобщение детей к семейным традициям и традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда оказывается, что главную роль в становлении личности на разных этапах играет семья с ее семейными традициями, которые являются древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях. Через традиции, обычаи дети приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, прививают себе определенные нравственные черты и качества.
В ходе работы с детьми и родителями мы выяснили, какие колыбельные песенки поют дома, какие сказки, книжки читают, какие совместные праздники проводят, досуги. Разработали план работы, наметили методы и приемы совместной работы с родителями.
Особое место уделяем совместным спектаклям. Особенно дети любят, когда им читает, рассказывает взрослые. Родители принимают участие в изготовлении, приобретении костюмов, атрибутов к спектаклям и непосредственное участие в спектаклях. Они стали устраивать домашние спектакли, принося в детский сад много эмоций и фотографий.
Семейная атмосфера удачно складывается в разумной организации отдыха, в участии в спортивных и туристических походах, в совместных прогулках, посещении кино, во взаимной задушевности и жизнерадостности в семье.
Одним из способов духовной общности является праздник. Самыми распространенными праздниками являются дни рождения ребенка. Мы посоветовали родителям учитывать возраст ребенка, продумывать активное участие каждого из присутствующих в торжестве. Приучать ребенка делать подарки своим друзьям.
На одном из собраний, бабушка воспитанника поделилась опытом традиционных семейных ужинов. Мы взяли эту традицию на вооружение, т. к. они канули в прошлое. Семейные ужины - это спокойное общение, уважение, здоровое питание, хорошие манеры, добрые воспоминания.
В число семейных традиций вошли праздники : день пожилых людей, день Матери, новый год с колядками, день Победы, день семьи. Детям нравятся такие праздники, они охотно к ним готовятся. Учат песни, стихи. Готовят сценки совместно с родителями.
Интересной семейной традицией в прошлые времена было совместное творчество родителей и детей: вместе лепили и вырезали, вышивали, рисовали. Мы решили поддержать эту традицию и организовывали конкурс, «Наши мамы просто класс!». К Международному Женскому дню. Дети испытывали чувство гордости за своих мам. Великолепными традициями в семьях стали совместные походы и «вылазки» на природу в выходные и праздничные дни. Родители поняли, что выходные дни даны для общения с семьей.
Таким образом, опыт работы показывает, что воспитание у детей нравственных качеств через ознакомление с семейными традициями, помогает детям и взрослым установить отношения, основанные на чувстве общности и доверия, учит сочетать свои интересы и интересы других, обогащая свой опыт.
Список литературы
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград : Учитель, 2007. - 203с.
2. Гордеева В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Детский сад от А до Я – М., 2003
3. Феоктистова Т. Из опыта духовно – нравственного воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание - М., 2006
4. Ясева Н. Ю. «Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников». - Могилёв, 2000. - 96с.