Людмила Ушакова
Врождённое отсутствие речи детей (алалия)
▼ Скачать + Заказать документы
Врождённое отсутствие речи (алалия) встречается весьма редко. Чаще же всего бывает иное: ребёнок растёт и развивается нормально, прекрасно говорит, но вот его отдали в детский сад и он вдруг неожиданно замолчал. Дома он говорит, как и прежде, хорошо, но в детском коллективе молчит, либо изъясняется едва слышным шёпотом. Порой речь подобным образом нарушается после психических потрясений. Исчезновение более или менее сформировавшейся речи называется мутизмом. Такое расстройство отмечается преимущественно в дошкольном возрасте, в других возрастных группах оно почти не бывает.
Публикация «Врождённое отсутствие речи детей (алалия)» размещена в разделах
Речь самая молодая и незрелая функция у человека, а потому она легче всего и разрушается под воздействием неблагоприятных факторов. В частности, нарушения центральной нервной системы нередко происходит из — за патологии беременности, родов, болезней в первые годы жизни ребёнка. Эти факторы ослабляют психику, мешают ей правильно воспринимать всякие внешние воздействия.
Ещё одним фактором, способствующим возникновению мутизма является чрезмерная привязанность ребёнка к матери. Причин этого немало. Известно, что в наше время семья нередко состоит из матери, отца и одного ребёнка. А коль ребёнок единственный, то родители, как правило, уделяют ему слишком много внимания, содержат его в оранжерейных условиях, всё делают за него, не формируют в нём навыков самостоятельности. Как только такого ребёнка передают в детский коллектив, у него начинаются различные нарушения психики, в происхождении которых большую роль играет насильственный и неприятный ребёнку отрыв от дома, и в первую очередь от матери.
Таким образом, факторов, способствующих появлению мутизма, много. Некоторые из них стали выявляться лишь в последнее время. Раньше мутизм рассматривался как однородное расстройство. Сейчас выделяется прежде всего психогенный и психотический мутизмы. Психогенные формы мутизма вызываются психическими травмами. Они различны по силе и по длительности действия. Более того, одни и те же душевные травмы разные люди переживают по - разному. В связи с этим можно выделить два основных вида психогенного мутизма: невротический и патохарактерологический.
Невротический мутизм тоже неоднороден: он бывает истерического и логофобического характера.
Если произошла физическая травма шокового или субшокового характера, то от потрясения у ребёнка может отключиться речь — он хочет сказать, но не может, речь порализована, отключены речевые центры. Это отключение обычно не долгое (несколько минут, часов, суток, потом всё нормализуется (иногда через этап заикания). Одновременно с этим у больного нарушается сон, аппетит, снижается настроение и возникают иные невротические расстройства. Подобный механизм называется истерический. В рамках истерического невроза мутизм встречается часто. В таких случаях, ребё нок молчит при всех обстоятельствах: и дома и в детском саду, и на улице. Это тотальный мутизм. Если ребёнка успокоить, отвлечь внимание от неприятных переживаний, переключить его интересы на что — то иное, то истерический мутизм сам по себе пройдёт. Однако тут не следует ждать обязательного самоизлечения — нужно непременно показать ребёнка детскому психиатру.
То же самое сделать следует, если у ребёнка невротический мутизм — логофобический. Тут дело обстоит несколько иначе, чем при истерическом мутизме. Логофобие (страх речи) возникает, как правило в результате хронических психических травм, например, ежедневных замечаний педагога. Начинается этот вид мутизма исподволь, постепенно тянется годами. Нарастает страх речи. Он обнаруживается в общении. Если ребёнку не нужно ни с кем общаться (особенно с незнакомыми, он говорит как не в чём не бывало. Но стоит придти малышу в детский коллектив или оказаться с незнакомыми людьми, как у него нарастает страх речи, проявляется логофобический мутизм.
Механизмы патохарактерологического мутизма иные. Тут речь идёт о затянувшейся реакции пассивного протеста, нередко сочетающийся с отдельными невротическими расстройствами.
Ребёнка, сильно привязанного к матери и к дому, с трудом привыкающему ко всему новому, склонного к страхам, помимо его воли отдали в детский сад. Там малыша встретили неприветливо, сразу же стали делать замечания, да ещё иногда и в грубой форме. Ребёнок замкнулся в себе, стал малоразговорчив, играл сам с собой, настроение у него упало. Он просит мать забрать его из сада — та отказывается. Тогда ребёнок замолкает в детском саду, дома же он говорит, как и прежде. У него наступила длительная реакция пассивного протеста (в более старшем возрасте пассивный протест уступает место активному — школьники убегают из дома, дерутся с обидчиками и пр.).
Эта реакция может тянуться годами. Тут мутизм всегда избирателен: дети молчат лишь в тех местах и в присутствии тех людей, против которых они протестуют. Что делать в таких случаях? Перевести ребёнка в другой детский сад или просто забрать из детского сада, отправить на время в другой город, к бабушке. Всё это называется «психотерапией» - изъяли ребёнка из неприятной ему обстановке — без лечения болезнь прошла. И конечно важно, чтобы работники дошкольных учреждений вели себя деликатно, нежно, ласково, не грубили, не унижали ребё нка: он — то взрослым ничем пока не может ответить, он может только замолчать в знак протеста.
Если мутизм затянулся, если обрастает другими нарушениями, нужно обязательно показать ребёнка детскому психиатру — тот даст необходимые советы.