МААМ-картинки

Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Оксана Скороходова
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать

Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста. Ранний возраст

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности.

Публикация «Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок второго года жизни, имея небольшой опыт, заинтересованно относится к музыке, эмоционально на нее откликается, активно действует. Малыш обогащается различными впечатлениями, начинает все больше их осознавать, понимает речь взрослого и овладевает собственной речью. Он уже может стоять, осваивает ходьбу, следовательно, координацию движений в целом, необходимую для формирования ритмичности.

В этом возрасте дети уже понимают, что звучание связано с музыкальными инструментами, и оживляются при виде металлофона, дудочки. Слушая короткие музыкальные произведения, дети по-разному реагируют на них. Используя песни, мелодии разного характера, можно вызвать у них соответствующие эмоциональные состояния.

Слуховые ощущения детей этого возраста более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Младший дошкольный возраст

Дети 3 - 4 летимеют определенный круг представлений в связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах деятельности, владеют определенными навыками. Они уже достаточно развиты и проявляют такие свойства, как уверенность, самостоятельность. Это сказывается, прежде всего, в характере движений, которые становятся довольно разнообразными, более координированными, приобретают новые качества. Например, дети овладевают не только обычной ходьбой, но и умением ходить на носках, высоко поднимая колени, со сменой направления, врассыпную.

Эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он начинает более осознанно относится к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать свое суждение.

Дети уже обладают определенным объемом навыков восприятия музыки, пения, ритмического движения. Исполнительская деятельность их, в ее простейших формах, начинает играть ведущую роль.

Слушая песни, небольшие пьесы, у детей возникает отзывчивость на музыку различного характера. Дети начинают понимать настроение произведения, внимательно дослушивая его до конца, запоминают и узнают знакомые песни, пьесы, называют, о чем рассказала музыка. Они способны различать регистры, тембровую окраску двух-трех инструментов, несложный ритм, уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и пьесы.

В процессе музыкально - дидактических игр продолжается работа над развитием музыкального слуха, сенсорных способностей. Игры уже имеют определенное содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание: (низкое – высокое, тихое – громкое, но и воспроизводят его. Так, например, ребенку показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котенок («Чей домик?» Е. Тиличеевой, звонят колокольчиками («Тихие и громкие звоночки» Е. Тиличеевой). У детей развивается умение играть на музыкальных инструментах (бубне, барабане, деревянных ложках, треугольнике, различать их звучание («Угадай, на чем играю»Е. Тиличеевой, характерный ритм, связанный с игровыми образами («медведь идет», «зайчик прыгает»).

В этом возрасте появляется певческое звучание, голос звучит сильнее, активнее становится артикуляция, начинают формироваться вокально-хоровые навыки. Пение ребенка становится достаточно протяжным, точным, ритмичным.

В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача – воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая гимнастические, танцевальные и образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки (марш, пляска, менять движения в соответствии с частями произведения, различать силу звучания, изменения темпа.

К 4 годам у детей отмечается обогащение музыкальных впечатлений, развивается желание слушать музыку. Они замечают особенности произведений изобразительного характера, у них формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений.

Дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку, плясать и играть, используя знакомые движения.

Дети 4-5 лет проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную песню надо петь тихо, не спеша, а веселую песенку – звонко и подвижно. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется музыка : веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.

Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность.

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Старший дошкольный возраст

Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, и расширяются слуховые ощущения. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр.

Дети начинают проявлять в движении ловкость, быстроту, умение двигаться и ориентироватьсяв пространстве, внимательнеереагируют на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям, дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности : слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на детских музыкальных инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это является базой для разностороннего музыкального развития ребенка.

Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6—7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка : «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказывает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функцию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс -плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки).

Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже могут определить жанрпроизведения: бодро, четко, торжествнно, радостно (о марше); ласково, тихо, спокойно (о колыбельной).

Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности каждого ребенка. Если одни дети дают лишь краткие ответы («громко-тихо», «весело-грустно», то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства : музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности.

Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи).

Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно.

Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях, и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают овладевать простейшими приемами игры на детских музыкальных инструментах, по тембру различают их звучание.

Уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе и от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы.

Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то можно увидеть, что одни дети музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, например, при очень качественном музыкальном восприятии, некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития музыкального восприятия детей раннего возраста На основании научных исследований установлено, что для успешного развития музыкального воспитания детей очень важно, чтобы они как можно.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2024 в 20:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Скороходова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД