Светлана СТЕЛЬМАХ
Особенности развития музыкального восприятия детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На основании научных исследований установлено, что для успешного развития музыкального воспитания детей очень важно, чтобы они как можно раньше получили разнообразные музыкальные впечатления, которые бы соответствовали раннему накоплению слухового опыта Музыкальное развитие ребенка нельзя начинать после того, как он научился говорить. Эти две прекрасные и удивительные способности маленького человека должны обогащаться и развиваться параллельно, причем музыкальное развитие опережает речевое. Таким образом, развитие отдельных видов музыкальной деятельности возможно уже в раннем возрасте.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В этот период прежде всего формируется восприятие музыки. Оно является сложным процессом, в основе которого лежит способность ребенка слушать и эмоционально воспринимать музыку. Музыкальное восприятие происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности. Вместе с тем оно является и самостоятельным видом музыкальной деятельности, которая организуется посредством слушания музыки. Последовательное развитие музыкального восприятия является ведущим видом музыкальной деятельности детей раннего возраста. Яркие впечатления, полученные ребенком в раннем детстве в процессе восприятия музыки, накладывают отпечаток на все его последующее музыкальное развитие. Восприятие музыки формирует такое важное качество, как эмоциональность. Эмоциональный человек умеет сопереживать, чувствовать горе, страдание другого.
Продолжает развиваться музыкальное восприятие. В раннем возрасте мы наблюдаем первоначальные проявления музыкальной отзывчивости на музыку. Детям этого возраста доступна для восприятия музыка, выражающая спокойствие, радость и легкую грусть. Для развития музыкального восприятия детей раннего возраста В. М. Бехтерев рекомендует чаще использовать музыкальные произведения, которые вызывают положительные эмоции.
В раннем возрасте музыка пробуждает первые эстетические переживания детей. Они начинают проявлять к ней интерес, который выражается в сосредоточенности и внимании во время слушания, двигательных реакциях и мимике. Программой музыкального воспитания детей в раннем возрасте предусмотрено приобщение их к различным видам музыкальной деятельности : привитие интереса к музыке, формирование элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых простейших исполнительных навыков. Для детей раннего возраста главным видом деятельности является игра. В игре малыши развиваются, приобретают первые жизненные навыки. В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, возникают уже первые несложные сюжетные игры. ’В связи с этим очень важно при развитии музыкального восприятия детей этого возраста широко применять игровые приемы, использовать игрушки. Так, собачка или кукла "смотрят", как движутся дети, или "танцуют" вместе с детьми. Постепенно малыши приобретают простейшие навыки в пении и движении под музыку. Здесь возрастает роль воспитателя, который должен показать различные элементы включения музыки в игровые действия. Видя, как малыш играет с куклой, он поет колыбельную песню и предлагает ребенку покачать куклу. Итак, мы видим, что самостоятельные действия детей поощряются и стимулируются воспитателями. В 1,5-2 года ставятся задачи, которые связаны прежде всего с обогащением слухового опыта детей. Педагог учит детей внимательно прислушиваться к звуку погремушки, звучанию колокольчика, звукам, которые издают музыкальные игрушки. Необходимо учить дифференцированно воспринимать характер музыки (грустные и веселые, медленные и быстрые пьесы). Таким образом, мы видим постепенное развитие глубины музыкального восприятия. Уже в раннем детстве начинают формироваться некоторые предпосылки для исполнительской деятельности ребенка. На втором-третьем годах жизни у детей начинают появляться простейшие суждения о музыке. Они основывают свои выводы о характере музыкального произведения, исходя из отдельных средств музыкальной выразительности. Чаще всего — это темп музыки. Быстрая музыка ассоциируется с веселой, медленная — с грустной. На третьем году жизни дети запоминают движения под музыку, показанные взрослыми. Они должны уметь передавать в движении характер музыки (плясовая, марш). В 2-3 года восприятие музыки становится более осознанным, диапазон музыкальных впечатлений детей расширяется. Таким образом, качество и глубина музыкального восприятия зависит от возраста ребенка. По мере овладения речью, двигательными навыками дети начинают воспринимать музыку более осмысленно. Однако качество восприятия музыки не всегда связано с возрастом. Если ребенок с детства не слышит музыки, его восприятие остается несформированным и в зрелом возрасте. Такие люди, как правило, не могут осмыслить и понять классическую музыку, поскольку она не вызывает у них эмоционального отклика. Если человек обладает развитым восприятием, ему понятен смысл музыкального произведения уже при однократном его прослушивании,
Основными компонентами музыкально-сенсорных способностей детей являются вслушивание, различение, воспроизведение основных свойств звука: высоты, длительности, тембра, и силы. Различение таких свойств звуков, как тембр и сила, не представляет для детей большого труда. Сложнее обстоит дело с различением звуковысотных и ритмических отношений. На формирование музыкально-сенсорных способностей должно быть направлено музыкальное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста. Методика музыкального развития дошкольников предусматривает целый перечень заданий дидактического характера, которые предлагаются детям в игровой форме. Выполняя эти задания, дети вслушиваются, сравнивают и различают музыкальные звуки, воспроизводят их в пении, ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Простейшие задания подобного рода дети могут выполнять уже в раннем возрасте.