Лифенко Ирина
Возрастные особенности детей от 1,6 до 2 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Активность, инициативность и самостоятельность ребенка определяется возможностями его самостоятельного перемещения в пространстве.
Эмоции.
• Реакции ребенка непосредственны и немедленны.
• Эмоции отличает переключаемость.
• Ребенок охотно вступает в эмоциональный контакт.
• Имитирует действия взрослого с предметами быта. Помогает убирать игрушки. Подносит ложку ко рту, самостоятельно снимает обувь.
• Наблюдает за другими детьми, вовлекается в параллельную игру.
Восприятие.
Рассматривает и узнает предметы и игрушки.
Различает знакомые предметы и игрушки на однопредметных картинках.
Публикация «Возрастные особенности детей от 1,6 до 2 лет» размещена в разделах
Трогает руками собственное отражение в зеркале.
Устраивает назначение и способы употребления окружающих предметов, т. е. осуществляет элементарные предметные действия (ставит кубик на кубик; снимает кольца со стержня пирамидки и надевает; катает машинку).
Услышав знакомое слово со значением названия, ребенок смотрит в сторону названного близкого человека или предмета.
Правильно реагирует на просьбы взрослого.
К 2 годам ребенок соотносит игрушку и предметную картинку
(«Дай такую»).
Сличает предметы по цвету, величине, форме.
Хорошо слышит звуки окружающей действительности,
реагирует на них и различает их.
Внимание.
Получив возможность самостоятельно перемещаться в
пространстве. Ребенок более активно включается в процесс
познания окружающего мира.
В этот период внимание ребенка все еще слабое,
неустойчивое, носит непроизвольный характер. Оно не
требует никакого усилия, являясь лишь реакцией на все
необычное, яркое или представляющее угрозу.
Длительность сосредоточения внимания ребенка на объекте –
2-3 минуты.
Отличительной особенностью внимания ребенка этого
возраста является его ригидность, трудности
переключение с одного действия на другое.
Память.
Годовалый ребенок делает первые попытки узнавания близких
взрослых (кроме родителей). В этот период активно идет
процесс развития нервной системы, благодаря чему
увеличивается объем и прочность запоминания.
Быстрому обогащению опыта ребенка способствует в
особенности освоение ходьбы.
На втором году жизни формируются основы образной памяти,
поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно
к этому периоду детства.
Речь.
В активном словаре ребенка начала второго года жизни
примерно 8-10 слов, в 2 года – 200-400 слов.
Развитие речи на втором году жизни включено в
практическую деятельность по освоению предметов.
Если связывать действие или предмет со словом названием, то
ребенок осмысливает эти слова, они становятся обозначением
действий.
Быстро нарастает понимание ребенком обращенной речи,
легко устанавливается связь между предметами, действиями и
их словесным обозначением.
Ребенок начинает понимать речь взрослого, не
подкрепленную ситуацией.
Ему доступен смысл целых предложений о событиях и
явлениях из его личного опыта.
К 2 годам малыш способен понять небольшой рассказ без
иллюстраций, что свидетельствует о более прочной связи слов
с обозначаемыми ими предметами и действиями.
Его деятельность может регулироваться словесно.
К 2 годам на смену облегченным словам приходят
общеупотребительные.
Слова претерпевают грамматические трансформации. При
общении начинается использование простых фраз сначала из
двух, а потом из трех слов.
Речь эмоциональна и интонационно более выразительна.
Она становится средством общения, а также выполняет
сопроводительную функцию в процессе жизнедеятельности.
К концу периода малыш начинает точнее обобщать предметы,
группирует по просьбе взрослого однородные объекты;
начинает выполнять действия только по слову, без наглядного
подкрепления и показа.
Мышление.
• На основе развития речи развивается наглядно-действенное
мышление.
• Действуя с разнообразными предметами, слыша от взрослых
из названия, определение их свойств, ребенок развивает
мышление – различение, сравнение, установление сходства
признаков предмета.
• Развивается и очень существенная функция речи – обобщение
предметов по их основным признакам, но пока только в
понимаемой речи.
• К 2 годам при помощи речи и на основе расширяющегося
опыта ребенок начинает делать сравнения, определять
сходство и различия предметов, обобщать предметы не только
в понимаемой, но и активной речи, устанавливать связь между
некоторыми явлениями – все это отражает дальнейшее
развитие мышления.
Деятельность.
В это период наиболее интенсивно происходит
формированием предметной деятельности.
Ребенок использует предметы по функциональному
назначению.
Выполняет соотносящие действия (с матрешками, кубиками-
вкладышами, а так же процессуальные действия.
В 1,5 – 2 года дети начинают пользоваться предметами-
заместителями (палочка-термометр, кубик-мыло и т. д., к 2
годам – воображаемыми предметами.
Ребенок переходит от элементарной ориентировочной
реакции: «Что такое?» - к элементарному ориентировочно-
исследовательскому действию: «Что с этим можно делать?».
Объект сосредоточения – как взрослый, так и предметы, их
признаки и действия с предметами.
Сознание.
Содержание сознания в значительной мере заполняется в
результате сенсорного опыта ребенка.
Разнообразие и полимодальность сенсорных впечатлений,
которые получают все анализаторные системы, имеет большое
значение для его развития.
По мере развитии речи накопленные чувственные образы
приобретают свои словесные обозначения и смыслы («из
чашки пьют»).
Личность.
К 2 годам происходит осознание своего Я, понимание
различий между девочками и мальчиками, отношений
«взрослый – ребенок - родитель».
Возникающие таким образом отношения необходимой
предпосылкой для развития чувства семьи,
соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и более
широко с чувством человеческой общности.