Сухинина Н И
Возможности трудотерапии как метод социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях стационарного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности трудотерапии как метод социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях стационарного учреждения
Цель:
Создание условий в организации работы стационарного учреждения по реабилитации и успешной социализации детей-инвалидов через формирование трудовых навыков и профориентационную работу.
Задачи:
Темочки:
1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима помощь в формировании профессионально- трудовых знаний, умений, навыков.
2. Проведение профориентационной диагностики, консультаций, оказание помощи в выборе профессии.
3. Ознакомление детей-инвалидов с их правами и обязанностями в социально-трудовой сфере, формирование у них навыков правильного коммуникативного и поло-ролевого поведения, необходимых для самостоятельного проживания.
4. Реализация программ профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки воспитанников интернатных учреждений.
5. Создание условий для развития личностных качеств, необходимых для взаимодействия в обществе.
6. Создание условий для реализации творческого потенциала и приобретение первичных профессиональных навыков.
7. Содействие в реализации полученных навыков необходимых для взаимодействия в социуме.
8. Проведение мониторинга качества жизни выпускников интернатных учреждений
Трудовая терапия в нашем учреждении носит специфический характер. Она не ставит целью – овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено. Главная задача трудовой терапии получателей социальных услуг нашего дома-интерната состоит в организации их трудовой занятости, общественно полезной деятельности и социальной адаптации. Трудовая терапия имеет два основных направления: занятие трудом и терапия трудом.
Все участвующие в трудотерапии разделены на группы по видам труда и каждая группа закреплена за определенными специалистами.
Предлагаемые виды труда :
• самообслуживание;
• уборка территории;
• гарденотерапия;
• разносторонний труд;
• развлекательная трудотерапия.
Основная цель трудотерапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашних работ, рукоделия, выполнение трудовых операций. Трудовая терапия содержит элементы бытовой и профессиональной деятельности. Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах работы.
В учреждении существуют требования к организации трудотерапии - обеспечение многообразия трудовых процессов и постепенного их усложнения, поддержка интереса к труду, психологический комфорт, постоянное наблюдение инструкторами и педагогами.
Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем, улучшению сна, настроения, аппетита.
Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.
Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.
Наиболее важная функция трудовой терапии инвалидов в психоневрологических интернатах - это выявление трудовой ориентации. При олигофрении воздействие трудового процесса направлено на обучение инвалидов, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и производительного труда, формирование профессиональных навыков, накопление социального опыта.
Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Учебные тренирующие или производственные задания по своей структуре, объему или времени должны быть посильными, но при этом выполнять тренирующую роль и вызывать дозированное напряжение
Лечебно-трудовые мастерские представляют собой основную базу для организации трудовой деятельности воспитанников, где осуществляется производительный труд, где ребёнок может убедиться в результатах труда, увидеть его «конечный» продукт. Лечебно-трудовые мастерские представлены различными профилями: швейным, столярным, вязальным др.
Разновидности профессиональной реабилитации :
1. Общеукрепляющая (тонизирующая) - является средством повышения жизненного тонуса проживающего.
2. Обучение самообслуживанию (социально-бытовая реабилитация) - её цель - устранение беспомощности воспитанника.
3. Восстановительная - функциональная, медицинская реабилитация (трудотерапия) - её целью является воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему восстановления нарушенных функций.
4. Развлекательная (терапия занятостью) - её цель через досуговую, творческую деятельность развитие трудовых навыков.
Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено.
Необходимо отметить, что организация трудовой терапии инвалидов в защищенных условиях имеет ограниченные возможности, которые определяются и тяжестью состояния здоровья инвалидов, и ограниченными реабилитационными ресурсами учреждения.
Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате. В современном обществе особенно важным становится помочь подросткам с ограниченными возможностями адаптироваться в обществе, по возможности определиться с выбором профессии, отвечающей их возможностям и способностям, подготовиться к профессиональным трудовым навыкам.