Алёна Сергеевна
Консультация «Возможности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста в детском саду. Представлен опыт работы педагогов МБДОУ детского сада №49 г. Белгорода по развитию технического мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Возможности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: инновация, экспериментальная площадка, конструирование, инженерно-техническое образование, инженерная книга.
Особенность современной ситуации в российской экономике характеризуется сменой технологического уклада, определяющей новое поколение инженерных и технических кадров. В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. В этой ситуации нет известных ответов на вопросы, как готовить инженеров, какие применять образовательные технологии.
В г. Белгороде апробируется парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до Робота: растим будущих инженеров», которая состоит из трех блоков – целевого, содержательного и организационного.
Программа «От Фребеля до Робота» предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы при переходе из одного учебного учреждения в другое технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее.
Создание экспериментальной площадки в детском саду должно помочь в качественной подготовке кадров для промышленных предприятий и формировать интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего возраста. Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.
Инженерно-техническое образование в детском саду интересно тем, что, строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Личность формируется в деятельности и эффективность влияния развивающей предметно-пространственной среды на формирование основ технического мышления ребенка обусловлена его активностью в этой среде.
Первоначально, важной задачей стало повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-пространственной среде, которая обеспечивает воспитание каждого ребенка, позволяет ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
В МБДОУ детском саду №49 г. Белгорода в старшей группе №7 реализуется апробационная программа экспериментальной площадки «Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота» в соответствии с ФГОС ДО». Приобретены наборы «Дары Фребеля», конструкоры «Супер-Гигант» (с помощью конструктора дети могут научиться ориентированию в пространстве, распозновать двух- и трехмерные фигуры, а также работать в команде – помогать друг другу воплощать свои идеи в реальность); Полидрон «Малыш» (позволяет маленьким исследователям строить тысячи моделей, от машинок до самолетов); Полидрон магнитный «Супер» (знакомит с понятием полярности и с различными геметрическими фигурами, дает возможность создавать собственные объемные геометрические фигуры). Подобран материал с пошаговой инструкцией по конструированию модели, оформлены карточки-схемы.
Также на каждого ребенка разработана инженерная книга. Она представляет собой подробный дневник всех занятий, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения описываются «детским языком». Для этого используются рисунки, схемы, простейшие чертежи. В инженерной книге дети отмечают этапы работы над созданием модели, фиксируют правила техники безопасности, результаты своей деятельности. В книгу заносятся как схематические изображения хода конструктивно-модельной деятельности, так и зарисовки, какие материалы были выбраны, какие инструменты понадобились. Книга ведется регулярно, отражает реальный, живой процесс работы над моделями, фиксируя различные аспекты детской деятельности по созданию моделей.
Возможности формирования основ инженерно-технического мышления мы рассматриваем в трё х направлениях:
• конструктивная деятельность
• познавательно-исследовательская деятельность
• развитие логико-математического мышления
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. В процессе строительно-конструктивных игр дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений. Играя, дети становятся строителями, архитекторами и инженерами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Основы технического моделирования и конструирования ребята осваивают с помощью различных видов конструкторов Полидрон. Эти наборы — идеальное и простое в использовании решение для развития логического и пространственного мышления. Конструктор по своей сути является игрой, но с его помощью дети смогут освоить даже самые необычные математические и пространственные задачи, научатся фантазировать и смогут придумать свои модели и фигуры
Так, с помощью конструктора Полидрон «Проектирование» дети учатся конструировать различные детали и простейшие машины, обучаются основам дизайна. Игры и задания с применением этого набора всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребенка.
С помощью конструктора Полидрон «Гигант» дети имеют возможность возводить огромные конструкции сооружать замки, башни, машины, лодки и даже дома с тоннелями, по которым можно проползти, одновременно осваивая понятия фигур, двух- и трёхмерных объектов, текстуры, а также обучаться работе в команде, претворяя идеи в реальность. В развивающей среде, окружающей ребенка, стараемся заложить возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольники наблюдают, размышляют, сравнивают, отвечают на вопросы, делают выводы, устанавливают причинно-следственную связь, соблюдают правила безопасности. В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников мы используем комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач.
Основным содержанием деятельности стали опыты и эксперименты естественнонаучной направленности. Мы взяли некоторые, самые простые разделы физики: механику, магнетизм, электродинамику. В совместной и непрерывной образовательной деятельности знакомились и проводили эксперименты естественнонаучной направленности. После совместной деятельности дети, полученные знания вносили в самостоятельную деятельность и обыгрывали в разных игровых ситуациях. Так, например, познакомив детей с понятием инерции и гравитации, дети уже сами во время прогулки проводили эксперименты с различными предметами, объясняя результаты на своем уровне. Несомненно, познавательно-исследовательская деятельность способствует освоению детьми научно-познавательных знаний, становлению опытно-экспериментальных действий, формирует основы технического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что развитие технических способностей детей дошкольного возраста - это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов.
Таким образом, созданные условия в ДОО, способствуют организации творческой продуктивной деятельности дошкольников в образовательном процессе, позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, осуществить начальное инженерно-техническое образование детей дошкольного возраста в ДОО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова, С. И. Конструирование — М : Просвещение, 2010.
2. Волосовец, Т. В., Карпова, Ю. В., Тимофеева, Т. В. «От Фребеля до Робота: растим будущих инженеров» - Самара: АСГАРД, 2017.
3. Дубровина, И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2003–464 с.
4. Кочкина, Н. А. Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности//Управление ДОУ. — 2012. — № 6. — с. 24.
5. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию в старшей группе – М: Мозаика-Синтез, 2007