Богатырева Анастасия
Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста
Основное начало развития мышления у детей дошкольного возраста относят к возрасту около двух лет. Л. С. Выготский утверждает, что именно в раннем возрасте у ребенка открывается сознание, являющееся центральном новообразованием раннего детства. Основное формирование создания он тесно связывает развитием речи. Ребенок в первую очередь овладевает функциональное назначение предметов, а потом переходит к оперированию словом. Н. Н. Подьяков считает, что наглядно-действенное мышление, появляясь в раннем возрасте и опережая другие виды мышления, в тоже время остается актуальным и в дошкольном возрасте.
Публикация «Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На первом месте не заменимо остается линия развития мышления в дошкольном возрасте – переход к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Самым важным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Ж. Пиаже.
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению у ребенка связан с возникновением внутренней позиции – важного новообразования дошкольного возраста. Больше всего оно полно проявляется в сюжетно-ролевой игре.
Наглядно-образное мышление проходит в своем развитии две стадии : на первой ребенок совершает перцептивные преобразования объекта только с внешней помощью, а на второй – по своей инициативе, преобразуя ситуацию и на образном уровне.
Н. Н. Подьяков указывает, что при формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, т. е. на уровне представлений.
Обогащение содержания внутренней позиции ребенка во второй половине дошкольного возраста, соотнесение себя с другой внутренней позицией, происходит отрыв от конкретной действительности, раздвоение деятельности на саму деятельность и ее внутренний план. Образность, как таковая, отходит на второй план, уступая место словесной регуляции поведения. Поэтому новый вид мышления называют словесным. Проблема связанности и непротиворечивости суждений выступает на первый план. Его также называют понятийным, хотя у детского мышления на данной стадии развития есть своя специфика.
В благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, делает соответствующие выводы на основе собственного опыта, он может логически правильно мыслить и рассуждать.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к общению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта [37].