Получи документы

Использование игровых технологий как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста

Мария Андреева
Использование игровых технологий как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Андреева Мария Николаевна,

воспитатель ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск с. п. д/с «Сказка».

Использование игровых технологий, как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста. Логические блоки Дъенеша.

Публикация «Использование игровых технологий как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дъенешем. Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Логические блоки представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; цветом - красные, желтые, синие; размером - большие и маленькие; толщиной - толстые и тонкие.

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Основной целью использования блоков Дъёнеша является обучение детей решению логических задач на разбиение по свойствам.

Основное умение, которое нужно для решения логических задач - умение выявлять в объектах различные качества, уметь их называть, замечать их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или более свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия этих признаков.

Как работать с блоками Дъенеша:

Этап №1 «Знакомство с блоками»

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложить перед ребенком набор и дать ему возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках - и поиграть с ними. Затем попросить найти и показать: маленькие фигуры, фигуры такого же цвета, как эта ( например: желтая фигура). Дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные. Распределить фигуры по размеру, форме, толщине.

Постепенно дети овладевают сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями.

Дети играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели.

Этап №2 «Выявление и абстрагирование свойств».

Сначала дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами, выкладывают перед собой все круги, рассказывают чем они похожи и чем отличаются. Затем в игру включаются элементы поиска, дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырём имеющимся признакам.

Например, детям предлагается найти и показать любой квадрат. Затем положить на стол все квадраты. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству (по форме).

Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).

После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - квадратный синий большой блок. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).

И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам. Например - квадратный синий большой толстый блок. (цвету, форме, размеру, толщине).

В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.

Этап №3 «Сравнение, классификация, обобщение»

На новом этапе детям предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены на карточках.

Так, цвет изображается пятном.

Величина – силуэтом домика (большой, маленький).

Форма – соответственно контурами фигур.

Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый).

Имеются и карточки с отрицанием свойств (не синий….)

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

В игру включается соревновательный элемент. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

После того, как дети познакомятся со знаками, можно вводить игры на заполнение таблиц, каждая из которых позволяет отражать возможные сочетания двух, трех или четырех определенных признаков.

Таким образом, карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

И наиболее сложный этап – это разбиение по свойствам. Вариантом таких игр являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм нужно сформировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Расположить внутри синего обруча все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.

Необходимо ответить на вопросы:

Какие блоки лежат внутри синего, но вне красного обруча?

Внутри красного, но вне синего?

Этап №4 «Логические действия и операции»

В подготовительной к школе группе знания детей о геометрических фигурах расширяются и систематизируются. В процессе применения блоков Дъенеша переходим на более высокую ступень декодирования, т. е. знакомим детей с такой логической операцией, как отрицание свойств предметов. У ребенка появляется больший выбор свойств предметов и больше возможностей для их варьирования. Сначала предлагаем определить отрицание одного свойства, а затем это могут быть четыре свойства, что зависит от уровня развития дошкольников. Используются игры с 2-3 обручами.

Методика проведения  игры:

Воспитатель кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, чтобы образовалось 8 областей. После того, как все области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т. д., предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего- все квадратные, а внутри желтого- все большие.

После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов. Какие  блоки лежат:

1. Внутри всех трех обручей;

2. Внутри красного и синего, но вне желтого обруча;

3. Внутри синего и желтого, но вне красного обруча;

4. Внутри красного и желтого, но вне синего обруча;

5. Внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;

6. Внутри синего, но вне желтого и красного обруча;

7. Внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча;

8. Вне всех трех обручей?

Игры с блоками Дъенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Но прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет.  Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Результат:

Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера.

У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине.

Дети хорошо ориентируются в пространственных отношениях между предметами.

Осваивают конструктивные навыки: строить постройки по образцу, читать чертежи.

К концу пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении у детей сформировано логическое мышление : умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Вывод:

Использование «Логических блоков Дъенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования.

Проект «Использование современных игровых технологий для интеллектуального развития детей в группе раннего возраста» «Развиваемся играя» ВВЕДЕНИЕ В современных условиях развития нашего общества возрастает роль активности человека, его умения организовывать.

Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста По мнению педагогов, ученых –игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования.

Игровой занимательный материал как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху активной информатизации и компьютеризации и уже наравне со взрослыми владеют различными гаджетами, планшетами,.

Использование игр и пособий Воскобовича для развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста «Полёт на воздушном шаре». В волшебном Фиолетовом лесу жил был мудрый ворон, и звали его Метр. И был у ворона друг – малыш Гео. Гео часто.

Использование игровых технологий как средство развития ориентировки в пространствеИспользование игровых технологий как средство развития ориентировки в пространстве По развитию математических представлений (цвет, форма, количество и счет, по середине, выше, ниже) с детьми II младшей группы показала открытую.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Мастер-класс «Круги Эйлера как средство развития логического мышления» Введение Логическое мышление формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии.

Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников» [Мастер-класс для педагогов «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников» Актуальность: социокультурные,.

Мнемотаблицы как средство развития памяти, логического мышления и связной речи дошкольникаМнемотаблицы как средство развития памяти, логического мышления и связной речи дошкольника Маслова Екатерина Мнемотаблицы как средство развития памяти, логического мышления и связной речи дошкольника "Детский сад № 117" г. Курск,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 апреля 2019 в 17:07
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых технологий как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД