Лидия Бондаренко
Проект «Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Формирование инженерного мышления у дошкольников
в процессе знакомства с городом».
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
Продолжительность проекта: среднесрочный (январь - март 2018).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель
Публикация «Проект „Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-6 лет посредством использования конструктора ArTeC «Dream Basic Set» на архитектурных образцах родного города Новосибирска.
Задачи
Организационные:
• Повысить уровень компетентности педагогов ДОУ и родителей воспитанников в освоении разнообразных конструктивных технологий.
Обучающие:
• Познакомить с конструктором ArTeC «Dream Basic Set» и дать первоначальные знания по конструированию архитектурных построек.
• Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Новосибирска.
• Обучать детей составлению технологических карт.
• Учить определять средства выразительности архитектуры города Новосибирска (масштабность, пропорциональность, фактуру, цвет, освещенность).
• Обучить правилам безопасной работы при конструировании.
Развивающие:
• Развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность; психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление; мелкую моторику.
• Развивать у детей интерес к техническим видам творчества.
• Формировать коммуникативные компетенции: участие в беседе, обсуждении; навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Воспитательные:
• Развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
• Формировать положительное отношение к истории города, его настоящему и будущему.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительно-проектировочный;
2 этап – практический;
3 этап – обобщающий.
Краткая аннотация проекта
Данный проект предлагает использование конструктора ArTeC «Dream Basic Set», как инструмента для формирования у дошкольников предпосылок инженерного мышления в процессе развития навыков конструирования и моделирования достопримечательностей города Новосибирска, стимулирования технического творчества и познавательного развития детей. Проект посвящен 125-летию родного города.
Технические характеристики конструктора:
Конструктор ArTeC «Dream Basic Set» - это набор «волшебных» кубиков, которые можно соединять в любом направлении – по вертикали, по горизонтали и даже по диагонали.
С помощью конструктора ArTeC «Dream Basic Set» ребенок получает возможность «строить» из кубиков не только домики и башни, как в классических конструкторах, а все что угодно. К набору прилагается цветной плакат с изображением готовых конструкций. Глядя на картинку, ребенок может самостоятельно или с помощью родителей «выстроить» множество забавных объектов.
Все детали конструктора изготовлены из пластика (полимера, приятного для детского восприятия. Конструктор прост в использовании.
«Проектирование» различных предметов с помощью «волшебных» кубиков благоприятно влияет на развитие мелкой моторики рук, логического мышления, способствует усидчивости, формированию зрительно-двигательной координации у детей.
Конструктор ArTeC «Dream Basic Set» поставляется в прозрачном пластиковом контейнере, удобном для хранения деталей.
В набор входят: детали десяти цветов– базовые кубики, половинки, треугольники, диски, подвижные оси, колёса, желоба и плакат с образцами моделей.
1 этап – подготовительно-проектировочный
• Обдумывание идеи проекта.
• Сбор информации, материала для реализации проекта.
• Разработка проекта, определение сроков реализации.
• Оформление наглядной информации для родителей и педагогов.
• Консультации-практикумы по теме проекта.
2 этап – практический
№ Образовательная область НОД Совместная деятельность
1. Социально – коммуникативное развитие Беседа «Новосибирск – мой город родной».
- Беседа – презентация «Кто построил этот дом?» (когда появился наш город, день рождения, о зданиях города, профессии людей, строящих город).
Рассматривание фотоальбома «Новосибирск». Цель: формирование представлений о труде архитектора, инженера- конструктора.
-Дидактические игры: «Подзорная труба», «Что для чего?».
Цель: показать разницу в профессиях архитектора и строителя.
-Техника безопасности на занятиях по конструированию.
Цель: повторить с детьми правила безопасной работы с конструктором, названия деталей и способов их крепления.
- Упражнение «Цветные кубики».
Цель: Формирование умения работать в паре. Воспитывать желание помогать друг другу.
2. Познавательное развитие - Игра-презентация «Поездки и путешествия».
-Заочная экскурсия по современному городу (на основе иллюстративного материала).
-Конструирование:
• «Достопримечательности города Новосибирска»;
• «Дом, в котором я живу».
Цель: закреплять умение детей конструировать по заданной тематике.
Дидактические игры:
• «Угадай по описанию»;
• «Найди и покажи»;
• «Что изменилось?»;
• «Что перепутал художник?»;
• «Четвертый лишний»;
• «Собери картинку»;
3. Художествен-но-эстетическое развитие - Рисование:
• «Силуэты города»,
• «Наш любимый детский сад»,
• «Дома в нашем городе».
-Лепка
«Моя семья».
-Аппликация «Открытка для ветеранов».
Слушание музыкальных произведений и песен о родном городе Новосибирске: А. Бахтин «Песня о Новосибирске», В. Трошин «Песня о Новосибирске». - Развивающие игры:
• «Волшебные узоры».
Цель: учить составлять симметричные узоры.
• Весёлые кирпичики
Цель: учить детей различным способом комбинирования деталей (цвет, форма).
Развивать творческую инициативу. Воспитывать усидчивость.
- Коллективная работа (коллаж)
«Улица города» (оформление фасадов домов).
Цель: развивать творческую фантазию детей.
4. Речевое развитие -Рассматривание картин и иллюстраций о Новосибирске и составление рассказов.
Цель: Закрепить представление о новостройках родного города. Закрепить умение составлять рассказ по сюжетной картине.
- Рассказ о профессии, на основании картины.
Цель: выявить общее представление о том, как, где и с какими материалами работает архитектор.
-Заучивание стихотворений: Л. Ачёлова «Новосибирск», А. Болоткин «Родной Новосибирск».
-Чтение: А. Квашнин «Новосибирск для детей», К. Голодяев «Старый Новосибирск».
-Беседа «Любимые уголки родного города»
Цель: формировать представления об основных достопримечательностях города.
-Словесная игра «Посмотри, как хорош дом, в котором ты живёшь!»
Цель: Учить подбирать как можно больше характеристик к описанию своего родного дома.
5. Физическое развитие -Игра «Море волнуется».
-Игры-эстафеты.
-Русская народная игра «Городки».
Массаж с предметами:
• Пельменница.
• Колючий мячик.
• Решетка для раковины.
• Грецкие орехи.
• Упражнения с карандашами
Результаты реализации проекта
В качестве продукта будет представлен опыт по развитию исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5-6 лет посредством использования конструктора ArTeC «Dream Basic Set».
Настоящий опыт может быть использован педагогами дошкольного образования и родителями воспитанников.
Используемая литература
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004