Ольга Лашевская
Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Лашевская О. В., учитель-логопед
Санкт-Петербурга
Семинар ИГРА
Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста.
Анализ литературы, результаты экспериментальных исследований подтверждают актуальность вопроса изучения речевых и неречевых психических процессов у детей раннего возраста. Как составная часть общего воспитания ребенка, развитие его речи тесно связано с развитием его познавательных и умственных способностей. Развитие речи и умственных способностей ребенка неотделимы.
Публикация «Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Известно, что именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, а проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к семи годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звукобуквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.
Учеными доказан тот факт, что речь является важнейшей психической функцией человека, которая развивается прежде всего как средство общения с окружающими. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка. Развитие речи традиционно осуществляется в различных видах деятельности детей. И таким наиболее доступным для детей видом деятельности является игра.
Уже в раннем возрасте ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы.
В совместной игре с близкими людьми, с другими детьми малыш учиться понимать смысл происходящего, прежде всего, в его собственной жизни; расширяется запас его знаний об окружающем мире. Благодаря игровому подражанию и осмыслению сюжета игры прогрессирует и развитие речи. Помните: своевременному возникновению речи способствует атмосфера любви и доброжелательного внимания взрослых к малышу. Больше разговаривайте с ним. Называйте все предметы, с которыми вы вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребёнка, комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи…», «Назови…; вопросами: «Что это?», «Где?» и пр. Не коверкайте свою речь, общаясь с ребёнком. Говорите так, чтобы он понимал вас, и в то же время излишне не упрощайте свою речь. Создавайте в семье богатую речевую среду. Пусть малыш слышит, как вы общаетесь со своими близкими. Вовлекайте его в общий разговор.
Помогайте осваивать действия с игрушками. Родители часто жалуются на то, что дети быстро теряют интерес к игрушкам, требуя всё новые и новые. Это происходит потому, что на ранних этапах детства малыши ещё не умеют общаться с предметами по их назначению, а однообразные манипулятивные действия с ними быстро истощают первоначальный ярко выраженный интерес к новому предмету. Помните: понять, как нужно действовать с игрушкой, малыш может только с вашей помощью; любой предмет приобретает особую притягательность для ребёнка, если с ним действовал взрослый, а тем более если они играли вместе.
Играйте с детьми в разные виды игр. Большое значение для психического развития ребёнка имеют сюжетные игры. Как средство познания окружающего мира, сюжетная игра способствует развитию образного мышления и воображения. Для того чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постоянно вовлекать в неё ребёнка, организуя совместные игры. Попросите малыша помочь покормить куклу, мишку, зайца, распределяя с ним игровые действия: «Давай покормим куклу. Я ей дам кашку, а ты напои её чаем». Организуя игровое общение, соблюдайте важное правило: не превращайте игру в занятие, избегайте поучающего тона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ненавязчиво, поощряйте его игровую инициативу. Ребенок, научившийся играть в сюжетные игры, в целом более организован и целенаправлен в поведении.
Используйте эмоциональные игры. Такими играми богата народная педагогика. К ним относятся игры – забавы, потешки – «ладушки», «сорока – белобока», «коза – рогатая» и др. Богатые возможности для такого рода игр дают и произведения детских поэтов. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, фольклорные и авторские детские произведения обладают огромным развивающим потенциалом. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развитию речи, воображения, произвольности действий, умения действовать синхронно с партнёром.
Организуйте подвижные игры с предметами и без предметов: прятки, «догонялки», игры с мячами, кеглями и пр. Очень интересны и полезны подвижные игры, которые предполагают совместное выполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с малышами (два – три ребёнка) дома или на прогулке. Предлагайте им вместе попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладошки, покружиться, показывая образец действия и задавая ритм движений, сопровождая их детским стишком или песенкой. При этом надо обращать внимание детей друг на друга, называть их по имени, хвалить за то, как они хорошо и дружно играют. Включайте игры в воображаемые ситуации. Например, играя в прятки, можно искать не только друг друга, но и спрятавшиеся игрушки; подбрасывая или катая друг другу мяч, можно «одушевлять» его: «Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Красный, жёлтый, голубой, не угнаться за тобой!».
Организуйте игры – драматизации. Рассказывая ребёнку сказку, не забывайте разыграть перед ним сюжет. Например, при чтении «Курочки Рябы» покажите, как дед зовёт на помощь бабку, как они бьют яичко, как плачут; рассказывая «Репку», изобразите, какая она выросла большая и как персонажи сказки тянули её из земли. Побуждайте ребёнка действовать вместе с героями произведения. Слушание с опорой на действие помогает малышу лучше понять речь взрослого, осознать смысл происходящего, пережить вместе с персонажами их чувства, выразить им сочувствие.
Используйте игры – фантазии. Организуйте игры, в которых ребёнок сможет изображать предметы рукотворного мира, живой и неживой природы (изображайте вместе с ним снежинки, осенние листья, самолёт, машину и пр.).
Читая детские стишки и рассказы, предлагайте изображать действия персонажей, имитировать их голоса. Например, сначала покажите сами, а потом попросите малыша показать как «идёт бычок, качается», как «наша Маша громко плачет»; предложите изобразить, как петух машет крылышками, как облизывается кошка, как пищит птенчик, как лает собачка, как скачет лошадка, как крадётся хитрая лиса и пр. Присоединяйтесь к действиям ребёнка, играйте вместе.
Огромное удовольствие доставят детям игры с бумагой и красками. Разложите на полу или столе большой лист бумаги, приготовьте краски, кисточки по числу участников игры. Нарисуйте несколько домиков в разных углах листа, скажите детям, что это их домики и что они могут ходить друг к другу в гости. Предложите им, макая кисточки в краску, делать следы на бумаге, «шагая» друг к другу. То же самое можно делать с помощью пальчиков. Эту игру можно разнообразить: нарисовать на бумаге озеро или лесную полянку с деревьями и с помощью тех же изобразительных средств вместе дорисовывать рыбок в озере или птичек на деревьях.
Совместные игры можно организовать с песком, изготавливая из него с помощью формочек куличики, делая горки, тоннели, или с водой, пуская друг другу кораблики или мыльные пузыри. Имейте в виду, что игры и занятия по развитию мелкой моторики рук способствуют своевременному возникновению речи. Сортируйте вместе с ребёнком мелкие предметы, нанизывайте на леску бусины, застёгивайте и расстёгивайте пуговицы, молнии, делайте упражнения для пальцев, сопровождая их соответствующими стишками. Используйте в коррекционной работе пальчиковые сюжетные игры.
Для педагога руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребёнка, не подавляя его инициативы и интересов.
Основные требования к руководству игрой детей раннего возраста раскрываются в трудах Н. М. Аксариной, Ф. А. Фрадкиной, С. Л. Новосёловой, Е. В. Зворыгиной и других. Играя с детьми, знакомя их с новыми предметами, обучая различным действиям, не подменяйте общение безликим руководством, манипулированием и «натаскиванием». Всегда помните о том, что в основе развития игровой деятельности должна лежать личностная адресованность взрослого к ребёнку. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые психологом М. И. Лисиной. Она сравнивала поведение малышей полутора лет в условиях различного взаимодействия со взрослым. Детям одной группы давали игрушки, а взрослый занимал позицию наблюдателя, никак не реагируя на действия малыша. В другой группе взрослый играл сам на глазах ребёнка, однако его действия не были адресованы малышу, взрослый играл как бы сам с собой. И, наконец, в третьей группе взрослый организовывал «обращённый показ», то есть разыгрывал перед ребёнком представление, адресуя ему свои действия, называя его по имени, улыбаясь ему, вовлекая в игру. Занятия проводились индивидуально с ребёнком каждой из трёх групп. Во всех трёх ситуациях дети так или иначе действовали с предметами. Однако в первом случае эти действия были примитивны и однообразны. Малыши быстро теряли интерес к игрушкам, начинали хныкать, смотреть по сторонам. Во втором случае они были более активны, но их действия с предметами носили характер скорее беспорядочного возбуждения: многократно повторялись одни и те же манипуляции, а потраченная на это энергия оставалась малопродуктивной. В третьем случае дети с удовольствием наблюдали за действиями взрослого, подражая им, постепенно присоединялись к игре, довольно долго продолжали начатую игру после того, как взрослый оставлял ребёнка одного. Можно сделать однозначный вывод о том, что взрослый нужен ребёнку как доброжелательный партнёр, соучастник игровой деятельности, как «эксперт» его игровых умений. Поддерживайте инициативу малышей в играх, радуйтесь вместе с ними полученному результату, привлекайте их внимание к действиям друг друга, поощряйте проявление сочувствия.
Помните, что игра в коррекционной работе - это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.
Список литературы
1. Аксарина Н. М. Развитие и воспитание ребёнка от рождения до 3 лет/ Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская, Н. Р. Ладыгина, Н. Р. Эйгес. М. :1969
2. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии/ Т. А. Власова, М. С. Певзнер. -М.
3. Левченко И. Ю. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками/ И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова – М. :Книголюб, 2008.
4. Лурия А. Р. Развитие речи и формирование психических процессов/ Психологическая наука в СССР т. 1.