Светлана Николаевна Левина
Проект по физической культуре «Подвижные игры в работе с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы” .
В. А. Сухомлинский
Педагогический проект по физическому развитию в группе раннего возраста
«Подвижные игры в работе с детьми раннего возраста»
Выполнила: Левина Светлана Николаевна
воспитатель группы № 7
г. Саранск, 2018 г.
Публикация «Проект по физической культуре „Подвижные игры в работе с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Вид проекта : познавательно – игровой, оздоровительный.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : воспитатель Левина Светлана Николаевна, дети первой младшей группе № 7, медицинская сестра, родители.
Содержание проекта :
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ “Об образовании” (ст. 51, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, а также Указами Президента России “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации”, “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации” и др. В современных условиях большое внимание уделяется качеству образования, которое зависит от здоровья детей, именно здоровый ребенок способен полноценно усваивать учебный материал. Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни у детей с раннего возраста.
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма ребенка, когда активно формируются разнообразные умения и навыки малыша. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И. А. Аршавский, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Основные педагогические принципы: научности, последовательности, систематичности, принцип личностной ориентации и преемственности, наглядности, индивидуальности, позитивности.
Цель: создание условий для полноценного сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи, развитие умений детей играть в подвижные игры для совершенствования основных двигательных навыков (бег, ходьба, прыжки, ползание, метание, упражнения в равновесии).
Актуальность
Тема выбрана потому, что подвижные игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях и являются жизненной потребностью для детей младшего дошкольного возраста.
Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в более равномерном их развитии. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, развиваются сообразительность, находчивость, вырабатываются организационные навыки, выдержка и т. п.
Они имеют большое значение
Задачи:
Для детей:
• Создать условия для психологического комфорта и сохранения здоровья детей в адаптационный период.
• Сформировать необходимые навыки движения, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать как зайчики, побежали как мышки и т. д.)
• Создать благоприятную среду (оборудование для двигательной активности детей, игровые развивающие зоны).
• Развивать и обогащать двигательные умения детей, используя подвижные игры.
• Развивать у детей желание играть вместе со сверстниками и воспитателем в подвижные игры с простым содержанием.
• Развивать речь и обогащать активный и пассивный словарь детей.
• Укреплять организм детей, через оздоровительные мероприятия создавая условия для радостных эмоциональных переживаний детей.
Формировать:
• - культурно-гигиенические навыки;
• - интерес к физической культуре и закаливанию;
• - жизненно необходимые двигательные умения и навыки каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития;
• - начальные представления о здоровом образе жизни;
• - повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей раннего возраста.
Для педагога:
• Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
Для родителей:
• Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
Методы: наглядный, практический, игровой, словесный.
Приемы:
- игровой; игры-упражнения;
- показ действий (пример воспитателя);
- использование художественного слова;
- словесные указания (поручения);
- напоминание; поощрение.
В проекте использована программа Л. Д. Глазыриной “Физическая культура”, в основе которой лежит три принципа:
Принцип фасцинации – это специально организованное воздействие, умение очаровать ребенка своим видом, им самим, друг другом, проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям.
Принцип синкретичности (соединение) направлен на установление в двигательной сфере синкретических упражнений, природу их внедрения.
Принцип творческой направленности – самостоятельное создание ребенком движений на основе его двигательного опыта.
А также программа “Здоровье” В. Г. Алямовской (разделы “Группы здоровья” и “Комфорт”). Учет этих принципов позволяет сформировать у детей целостную систему умений, навыков.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный / 15.10.17 – 31.10.17/
Задачи:
- изучить потребности родителей и возможные ресурсы группы в оздоровлении детей;
- определение проблемы, цели и задач проекта;
- анализ научно-методической литературы;
- разработка плана для реализации проекта;
- создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
2 этап - Практический (основной) - 01.11.17. – 30.04.18.
Задачи:
- практическая работа с детьми по плану реализации проекта;
- использование здоровье сберегающих технологий во всех видах деятельности детей раннего возраста;
- работа с родителями.
3 этап – Аналитический (заключительный) -май 2018
Задачи:
подведение итогов, анализ деятельности по результатам реализации проекта «Подвижные игры в работе с детьми раннего возраста»; подбор новых эффективных форм работы по укреплению здоровья детей. Трансляция данного педагогического опыта в СМИ и педагогических сообществах района, региона и РФ.
Содержание работы по плану реализации проекта
1. Адаптация к условиям ДОУ.
Одной из причин высокой заболеваемости является адаптация детей к условиям детского сада. В этот период возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Цель: сохранение психического и физического здоровья детей посредством создания благоприятных условий способствующих их комфортной адаптации.
Задачи: создание психологического и эмоционального комфорта в группе.
Формы работы :
игры с детьми в адаптационный период;
работа с родителями.
В процессе всего проекта работа с детьми проводилась в режиме адаптации.
2. Формирование культурно-гигиенических навыков.
Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Формы работы :
сюжетно-образные игры, игры - занятия на формирование культурно-гигиенических навыков;
чтение детской литературы, стихотворений, потешек.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Цель: укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста.
Задачи: повышение сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды; снижение уровня заболеваемости детей.
Формы работы.
Утренняя гимнастика.
Физкультурные занятия.
Полоскание рта прохладной водой.
Подвижные игры
Прогулки.
Физкультминутки.
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Релаксация, элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты).
Сон без маечек.
Гимнастика после дневного сна.
Контроль за нагрузками для переболевших детей – щадящий режим;
Строгое выполнение санитарно-гигиенического режима согласно требований и норм СанПиН 2.4.1.3049-13.
4. Совместная работа с педагогом- психологом
Комплексные игровые упражнения.
Цель: улучшение физического и психического здоровья ребенка.
Задачи: развитие коммуникативных навыков, понимание сущности принятой на себя роли, при сопровождении движений речью. Развитие умений регулировать свои движения (сначала по указанию педагога). Формирование навыков игровой деятельности.
Развитие психомоторики.
Игры и упражнения в сенсорной комнате.
Цель: создание психологического комфорта, оздоровление через индивидуальный подход к каждому ребенку, формирование у детей навыков здорового образа жизни с учетом регионального компонента.
Задачи: создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере; улучшение физического и психического здоровья ребенка; укрепление взаимосвязей: “Дети – Воспитатель – Семья”; активизация творческой мыслительной деятельности и развития речи, развитие психических процессов, интеллекта; совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
5. Совместная работа с медицинской сестрой.
Цель: профилактика простудных заболеваний, снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей.
Формы работы : контроль за развитием и здоровьем детей; отслеживание заболеваемости; витаминизация; фитотерапия; профилактические прививки; назначение различных профилактических мероприятий и рекомендации; прохождение медосмотра детей ежегодно.
6. Работа с родителями
1 этап
Цель: изучить потребности родителей по вопросу оздоровления детей.
Формы работы.
Анкетирование родителей “Береги здоровье смолоду”.
Родительское собрание “Давайте познакомимся”.
Один из вопросов на повестке - изучение запроса родителей по закаливанию детей в детском саду.
Консультации медицинской сестры:
- "Как пойти в садик и не заболеть?";
Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?
Консультации педагога-психолога:
“Меры облегчающие адаптацию”;
“Ребенок спокойно общается со взрослыми, но очень застенчив в обществе других детей. Как научить его не бояться?”;
- “А что же делать, если ребенок не спит днем?”
2 этап
Цель: повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей раннего возраста.
Формы работы.
Родительские собрания темы: “Основы здорового образа жизни” (декабрь); “Здоровый ребенок – счастливые родители” (март); “Мы здоровью скажем – да!” (май).
Круглый стол “Делимся опытом оздоровления детей”.
Мастер-класс “Пальчиковая гимнастика”.
Проведение просветительской работы.
Консультации:
Посещение семьи.
Индивидуальные беседы.
Изготовление плаката.
Изготовление памяток.
Ожидаемые результаты:
1. У детей:
• Через подвижные игры сформируются необходимые навыки основных видов движения.
• Обогатятся двигательные умения детей.
• Укрепится организм детей, снизится заболеваемость и повысится уровня здоровья детей.
• Актуализируется словарь детей.
2. У родителей:
- необходимый запас знаний, который поможет в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие;
- повышение активности родителей в использовании профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей.
Выводы.
В результате реализации проекта у детей наблюдается повышение самостоятельной двигательной активности (особенно в игровой деятельности, улучшение аппетита, качества сна, настроения, повысился познавательный интерес, появились зачатки осознанного отношения к физической культуре, сформировались первоначальные культурно-гигиенические навыки, появилось стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. У воспитанников повысился интерес к непосредственно образовательной деятельности. Повысилась активность родителей в использовании профилактических мероприятий по оздоровлению детей.
Выявлены эффективные формы работы с детьми, которые способствуют укреплению здоровья малышей, снижению заболеваемости и как следствие повышению качества образования.
Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии детей на протяжении года позволяют считать, что использованные в проекте формы работы с детьми и родителями были достаточно эффективными.
Литература
1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176 с. ил.
2. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медецина 2007. – 304 с.
3. Алямовская В. Г. “Как воспитать здорового ребенка”.- М. : Linkapress, 1993.
4. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
5. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006, - 236 с.
6. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М. : Просвещение, 2003. -№3. -104 с, ил
7. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Сфера. М., 2009.
8. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — М. : АРКТИ, 2000.
9. Галанов А. С. Развивающие игры для малышей. – М. :АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 304 с.
10. Глазырина, Л. Д. Физическая культура – дошкольникам : мл. возраст / Л. Д. Глазырина. – М. : Владос, 2000. – 270 с.
11. Дорохина З. Охранять и укреплять здоровье детей – наша приоритетная задача. // Здоровье дошкольника. №4 – 2009.
12. Кочетова Н. П. “Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста”, - М. : “Просвещение”, 2005. - 109 с.
13. Лайзане С. Я. “Физическая культура для малышей”, - М. : Просвещение, 1978.
14. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М. ,изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
15. Печора. К. Л. “Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста”. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М. : “Издательство Скрипторий 2003”, 2006. – 96 с.
16. “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 304с.
17. Фролова А. Н. Игры-занятия с мал