наталья григорьева
Использование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей групп компенсирующей направленности (ТНР). Учителей-логопедов, воспитателей массовых групп.
Мы представили опыт коррекционной работы с применением инфомационно-компьютерных технологий, раскрыли основные направления использования программного обеспечения SMART в деятельности логопеда и воспитателя, предоставили содержание авторских дидактических игр, используемых на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми.
Пояснительная записка
Публикация «Использование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса. Позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Использование ИКТ помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать ОД более наглядной, интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, и др.)
- реализовать личностно – ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами интерактивной доски в виде инструмента образовательного процесса.
• Использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.
• Использование обучающих программ. Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления.
• Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.
• Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты активизируют познавательную активность и усиливают эффективность усвоения материала
• Еще одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий.
Использование дидактических игр и упражнений, созданных с помощью интерактивных технологий SMART, в работе с детьми старшего дошкольного возраста (ТНР)
Цель: развитие речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Задачи:
Коррекционно-обучающие
• Формировать лексико-грамматический строй речи
• Формировать и закреплять умение детей отгадывать загадки, ребусы
• Формировать фонематические функции, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза
• Обучать слоговому анализу и синтезу
Коррекционно-развивающие
• Развивать зрительно-пространственные представления
• Развивать связную речь (умение отвечать полным ответом)
• Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, умения рассуждать и анализировать.
Воспитательные
• Формировать навык сотрудничества
• Развивать коммуникативные навыки в общении с взрослыми и сверстниками, поощрять интерес к совместным игровым действиям, воспитывать взаимопонимание
Методы и приемы:
Наглядные методы
• демонстрация наглядного пособия
• самостоятельные наблюдения детей
• показ действий педагогом, пример
Словесные методы
• ответы на вопросы
• беседа
• поощрения, побуждения
Практические методы
• совместное и самостоятельное выполнение действий
Реализуемые образовательные области:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
Интерактивная игра «Играем со сказкой»
Игра: Расскажи сказку по картинкам.
Цель: учить эмоционально воспринимать содержание сказки «Колосок», расширять словарь, развивать внимание, развивать связную речь.
Рассказывать сказку с помощью красочных картинок – подсказок, для усложнения, можно переместить картинки, предложить игру «что сначала, что потом…»
Игра: Ассоциации
Цель: учить устанавливать логическую связь между героями сказки, развивать связную речь
Рассмотреть картинки, объяснить, как связано изображение петуха с другими картинками. При нажатии на картинку появляется правильный ответ. При нажатии на картинку петуха появляется звук: крик петуха, как одобрение за правильно выполненное задание.
Игра : Угадай тень
Цель: развивать зрительное восприятие
Рассмотреть тени, найти ложные и правильные. При нажатии на правильную тень появится картинка, соответствующая правильной тени.
Игра: Собери пазлы
Цель: Развивать зрительное внимание, воображение.
Из деталей составить общую картинку
Игра: Четвертый лишний
Цель: Умение классифицировать предметы по признакам, развивать зрительное внимание.
В каждом ряду найти лишнюю картинку. Правильно выбранная картинка приходит в движение со звуком. Правильность ответов в игре можно увидеть на проверочной области
Игра: Собери корзину
Цель: Расширение знаний о хлебобулочных изделиях, развитие связной речи, внимания
Внимательно рассмотреть картинки, отобрать в корзину только то, что выпекают из муки. При правильном ответе картинка исчезает со звуком, неправильный ответ сопровождается звуком, и картинка остается на месте.
Игра: Посчитай цыплят
Цель: развитие порядкового счета, формирование элементарных математических познаний, внимания.
Найти на картинке цыплят, посчитать их по порядку (обратный счет, выбрать правильную цифру. При правильном ответе, при нажатии на цифру «8», звучит звуковое сопровождение.
Игра: Узнай и посчитай фигуры
Цель: ФЭМП, закрепление знаний геометрических фигур.
Рассмотреть картинки, назвать фигуры, посчитать их, написать в квадратах
Игра: Где больше?
Цель: ФЭМП, закрепление понятия «больше, меньше», «поровну»
Посчитать количество пирожков на каждой тарелке. А затем сделать так, чтобы их было поровну. Один из пирожков имеет утилиту множественного клонирования, поэтому количество пирожков можно варьировать.
Игра: Составь слово
Цель: закрепление знаний букв, развитие процессов чтения.
Составить слова из предложенных букв. Правильная буква закрепляется автоматически со звуком, а также к картинкам закреплена анимация.
Упражнение разработано в Конструкторе занятий.
Игра : Прочитай по стрелкам
Цель: Закрепление умения читать по слогам, развитие внимания.
Прочитать по стрелкам, что сказал петушок мышатам. Записать слоги в квадратики, получившееся выражение «Лодырей и лентяев пирогами не угощают» обсудить.
Игра: Отгадай кроссворд
Цель: Развитие фонематических процессов, совершенствование чтения.
По картинкам отгадать и открыть в клетках ответы. В выделенных клетках прочитать имя героя сказки.
Игра: Отгадай пары
Цель: Развитие зрительного внимания и памяти
При нажатии на карту, появляется картинка. Необходимо найти парные картинки, при правильном ответе парные картинки исчезают.
Игра: Отгадай загадки
Цель: Развитие основ логического мышления и умение разгадывать загадки на знание героев сказки.
С помощью воспитателя прочитать и отгадать загадки, при нажатии на текст загадки появляется отгадка – картинка
Игра : Волшебный квадрат
Цель: Развитие зрительного внимания, закрепление знаний о фауне полей.
Игра «волшебный квадрат». При движении квадрата, появляются картинки жителей поля, о которых необходимо рассказать.
Игра: Раздели поровну
Цель: закрепить понятие «поровну» или «одинаково», развивать память, мышление
Четное число предметов всегда можно разделить поровну на двоих. Необходимо выбрать те предметы, которые можно разделить поровну между мышатами. Существует проверочная область, а также шторка для усложнения на развитие зрительной памяти.
Игра: Разгадай ребусы
Цель: развитие логического мышления, совершенствование процессов чтения, расширение словаря.
По картинкам разгадать ребусы, при движении картинок появляется слово-отгадка.
Список использованной литературы:
1. Гурьева Н. А. Колосок. Игры-занятия с детьми 4-7 лет, -СПб. : Паритет, 2006.-(Серия «Учимся по сказке»)
2. Соболева О. Л. Любимая математика (с элементами развития речи).-М. : Дрофа, 2013
3. Интернет ресурсы:
https://yandex.ru/images
http://smartboard.ru/
http://intoks-pro.ru
http:/edu.obrtech.ru