Юлия Лиханова
Возможности активизации зрительного восприятия посредством метода наблюдения (окружающий мир) у слабовидящих дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Познавая со слабовидящими воспитанниками окружающий мир, я обратила внимание, что применение метода наблюдения приводит к положительным результатам развития зрительного восприятия.
Мною замечено, что в процессе организованных наблюдений за явлениями окружающей действительности у детей активизируются такие важные свойства восприятия, как осознанность и целостность. Так же активно формируется такое личностное качество, как наблюдательность, что особенно важно в развитии и воспитании слабовидящего ребенка.
Публикация «Возможности активизации зрительного восприятия посредством метода наблюдения (окружающий мир) у слабовидящих дошкольников» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Не менее важно подчеркнуть, что посредством грамотно спланированного наблюдения у воспитанников с патологией зрительных функций корректируются речевые нарушения. Особенно это актуально для профилактики речевого формализма.
С целью эффективного применения в коррекционно - образовательной и воспитательной работе со слабовидящими воспитанниками метода наблюдения мною разработана подборка тематических наблюдений в природе (на основе лексико - тематического планирования).
Так же отмечу, что разработанные наблюдения опираются на игровую педагогическую технологию, поскольку задания и упражнения в форме игры позволили сделать процесс наблюдения детей с нарушением зрения в природе увлекательным.
Педагогическую ценность наблюдений в форме игры или с использованием игровых приемов для детей с нарушением зрения мне видится в многообразии исследовательских задач, которые можно реализовать посредством игровых практических действий (например, изучить объект, исследовав его важные и второстепенные признаки; произвести действия сравнения, а так же другие исследовательско – практические действия, в том числе связанные с речевой практикой).
Процесс познания игра преобразует в полноценную и достаточно содержательную и увлекательную для слабовидящих детей деятельность, имеющую свои побудительные мотивы и способы действия. Например, детей можно пригласить отправиться в путешествие в страну «Насекомию». Как найти туда дорогу?
Для этого надо отыскать «следы» деятельности насекомых. Это могут быть объеденные листья, ходы личинок жуков-короедов под корой деревьев, кладки яиц бабочек и другое.
В процессе путешествия дети разыскивали жилища муравьев, осторожно рассматривали «муравейники», через лупы изучали строение муравья, жука, гусенички и подобное.
Учитывая, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе наблюдения мы широко использовали игровые приемы. Нами замечено, что они стимулируют желание детей наблюдать, и просто делают наблюдение более интересным, привлекающим внимание и удерживающим его к объекту наблюдения.
Для развития наблюдательности и коррекции зрительного восприятия использовались игровые приемы типа «Вспомни и назови, сколько кустарников вишни в саду и сколько малины», «Какая серединка у цветка пиона и нарцисса?» и другие. Выслушав ответы детей, мы посылали их проверить, так ли это. Поощрялись самые внимательные.
Мною широко использовались в наблюдениях дидактические игры «Найди дерево», «С чьей ветки детки?», «Узнай по описанию», «Когда это бывает» и другие.
Разнообразные коррекционно - развивающие игры, основанные на экологическом материале, так же применялись в процессе наблюдения. Мы обратили внимание, что во-первых, они позволяли удерживать интерес детей к действиям наблюдения и фиксировать его результаты. Это делало процесс наблюдения осознанным. Во – вторых, за счет многообразия игровых задач и игровых действий такие игры не утрачивали своей привлекательности от игры к игре, а потому результаты наблюдения эффективно закреплялись, обобщались, а в итоге, полноценно усваивались детьми.
В процессе совместного общения с детьми во время прогулок, создавались условия для активного познания неживой природы посредством наблюдений и одновременно уделяли внимание развитию речи детей, расширению словарного запаса в комплексе с коррекцией зрительного восприятия. Этому, например, способствовала развивающая игра «Скажи, какое небо?».
При выполнении игровой задачи дети учились подбирать прилагательные, отвечая на наши вопросы о том, как выглядит небо сегодня. А чтобы игра вызвала у детей интерес и активизировала психические процессы, важные для действий наблюдения, задействовался элемент соревновательности.
Много наблюдений мы с детьми осуществляли за живой природой. Мы наблюдали за воробьями, сороками, белкой (у нас на участке поселилась белка).
Посредством развивающей игры «Что делает воробей?» дети учились подбирать глаголы, характеризующие действия воробьев. Для того чтобы рассмотреть птиц поближе мы вынесли для них корм. Одновременно с решением задач воспитания заботливого отношения к живой природе, решались задачи по обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи и формированию целостного образа предмета.
Замечено, что игровая форма общения со взрослым в процессе наблюдений, окрашенная положительными эмоциями, выполнение интересных и оригинальных заданий, процесс познания для ребенка радостным, активизируют его умственные способности, стимулирует психическую активность, а так же несет большую коррекционную нагрузку по формированию зрительного восприятия.
С целью активизации поисковой активности детей на основе метода наблюдения и коррекции зрительного восприятия предлагались задания поискового характера, основанные на проблемных заданиях по типу «Какое растение?», «Найди такой же».
Стимулировала поисковую активность детей и игровая практика проведения наблюдений на основе проблемного вопроса «Что я загадала – отгадайте». Опираясь на предложение – подсказу необходимо было узнать и назвать загаданный объект природы.
Данная поисковая практика применялась так же и в процессе экскурсий по территории детского сада (мы наблюдали за сезонными изменениями в природе, а так же с целью осуществления самостоятельных наблюдений за живой и неживой природой участка.
При организации поисковой практической деятельности применялась и такая форма наблюдения, как наблюдение с использованием раздаточного материала. Замечено, что организация такого наблюдения имеет большое развивающее значение для детей с нарушением зрения: все дети имеют возможность упражняться в разнообразных обследовательских действиях, у них формируются более точные зрительные и тактильные представления.
По ходу наблюдения детям задавались вопросы, направляющие организацию обследования предметов, а так же подводящие детей к умозаключениям.
В качестве раздаточного материала мною были использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получал набор материала на руки (как у воспитателя). Применив данную форму наблюдения, я убедилась, что использование раздаточного материала в процессе наблюдения обеспечивает высокую активность всех детей, делает процесс наблюдения личностно – значимым, поскольку у детей появляется возможность проявить себя, действовать, как самостоятельный исследователь, а потому активно.
Наблюдение, как вид работы в процессе поисково-экспериментальной деятельности так же активно задействовалась мною.
Убеждена, что наблюдение является важной частью исследовательской работы. Это её начальное звено, потому что умозаключения детей основываются только на собственном практическом опыте наблюдений, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. На основе метода наблюдения со старшими дошкольниками мы провели увлекательный эксперимент на тему «Как выглядит солнце».
Предложив проблемный вопрос «Как выглядит солнце» я подводила детей к созданию условий для решения данного вопроса.
Совместно с детьми мы подбирали материалы для исследования, попутно объясняя способ действий с ними. Так же мы предложили набор специальных вопросов познавательно – исследовательского характера для активизации мыслительной деятельности по ходу наблюдения.
Эксперимент «Как выглядит солнце»
Цель: выяснить практическим путем как выглядит солнце.
Задачи:
Образовательная задача - дать реалистические представление о солнце, как объекте неживой природы;
Развивающая задача – способствовать развитию познавательно – исследовательских умений и интереса к экспериментам с объектом неживой природы;
Воспитательная задача – воспитывать любознательность, потребность задавать вопросы.
Материал: бинокль 7 на 50, два листа белого плотного картона.
Приемы, методы и средств организации деятельности детей: постановка проблемного вопроса «Как выглядит солнце»; создание условий для решения данного вопроса (подбор материалов для исследования, объяснение способа действий); подбор специальных вопросов познавательно – исследовательского характера для активизации мыслительной деятельности.
Ход эксперимента: взять квадратный кусок картона размером 40 на 40 см., вырезать дырку такого размера, чтобы в неё входила одна из линз бинокля.
Положите кусок картона на стол и установите бинокль таким образом, чтобы одна из линз была напротив дырки, и осторожно прикрепите бинокль к картону скотчем. Бинокль не должен двигаться по картону. Роль экрана будет выполнять этот картон. Прислоните его к спинке стула под прямым углом к местонахождению солнца на небе. Установите бинокль на беспредельность и направьте его на лист картона. Спустя некоторое время на картоне появиться изображение солнца.
По окончанию экспериментальной работы просите детей высказать свои чувства, по отношению к тому, что они увидели. Попросите порассуждать о том, поменялось ли их представление о солнце.
По результатам применения методической разработки со слабовидящими воспитанниками старшего дошкольного возраста отмечено, что данная методическая разработка имеет положительный коррекционно - педагогический эффект и высокую результативность.