Гагина Светлана
Сценарий мероприятия в старшей группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздух – невидимка». Сценарий мероприятия в старшей
группе.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
Публикация «Сценарий мероприятия в старшей группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
1. Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха
2. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Словарная работа: активизировать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка, легкий, воздушный, опыт.
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, двигательная активность.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей, контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, ёмкость с водой.
Предварительная работа: Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности
«Пузырь».
Ход мероприятия.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель. Дети обращают внимание на шарик, лежащий на полу и сообщают воспитателю. «Интересно, откуда этот шарик взялся?» Воспитатель Берёт шарик и говорит «Посмотрите, внутри шарика что – то лежит. Что же это такое? Какая – то записка. Как же нам её оттуда вытащить. Кто скажет? (высказывания детей). Конечно же, шарик можно лопнуть. А чем его можно лопнуть? (высказывания детей). Воспитатель берёт иголку и лопает шарик, из него выпадает записка. Воспитатель (читает) : «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. У нас в Цветочном живёт Знайка, который всё на свете знает. Он мне загадал загадку, а не могу отгадать? Надеюсь вы мне поможете её отгадать.
-Ребята послушайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час Но не видим он для нас.
Что это? (воздух). Правильно! А что вы знаете о воздухе? (ответы детей). Вы много сказали о воздухе, а давайте проэкспериментируем, может быть ещё что – нибудь узнаем и всё, что узнаем, напишем в письме и отправим Незнайке.
Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными. Дети считают до 5.
- Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория?
(Это помещение, где проводят опыты)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
- А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный) Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да). А чем мы будем его ловить? Посмотрите на стол и выберите предмет, которым мы будем ловить воздух. (Дети выбирают).
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета.
- Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : воздух прозрачный, невидимый, воздух- невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
А надувные предметы тонут в воде? (надувные предметы не тонут в воде). Давайте проверим.
Опыт № 2: «Плавающие предметы».
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит таз с водой.
Дети по очереди опускают в воду шарики, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.
Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
Воспитатель и дети: Итак, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Что бы не случилась беда, купаться в реке или в море с надувным матрасом или кругом, можно только под присмотром родителей
- Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей) Давайте про- верим?
Опыт № 3: «Пузырьки в стакане».
Воспитатель: Ребята, пройдите к лабораторному столу. На столе стоит стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные) Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.
Игра с мыльными пузырями.
Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)
- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)
Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.
- Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем).
Опыт № 4: «Движение салфетки».
Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, вдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.
- Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается)
Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.
- На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)
Воспитатель и дети: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передви- гать предметы. Хотите устроить ветер?
А как можно устроить ветер? (Высказывания детей).
Опыт № 5: «Игра с веером».
Совершенно верно, устроить ветер можно с помощью веера. Возьмите листы бумаги и сделайте веер. (дети делают веер). Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга.
- Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)
- Как получается ветер? (Движется воздух)
- Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор)
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)
Дети делают вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Рефлексия.
Воспитатель: На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Я предлагаю встать в круг, закрыть глаза и посчитать от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
- Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (да)
А что мы напишем Незнайке о воздухе? Дети рассказывают об опытах. Мне было приятно с вами работать.
Воспитатель пишет на листочке высказывания детей. Вы такие наблюдательные,
активные и умные. О чем бы вы хотели узнать в следующий раз. (высказывание детей)