Лучший педагог года

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»

Воробьева Екатерина
Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад N222”

___

Составила:

воспитатель Воробьева Е. А. ,

группа дошкольного возраста 6-7 лет “Ромашка”

Дата проведения:

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

по экспериментированию

на тему «Воздух и его свойства»

Задачи:

Публикация «Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста „Воздух и его свойства“» размещена в разделах

1. Обучающие:

-Систематизировать и уточнить имеющиеся представления детей о свойствах воздуха

- Закрепить понятие “лаборатория”

- Учить формулировать познавательную задачу, используя разные способы проверки

предлоложений

2. Развивающие:

-Развивать инициативу в познавательно-исследовательской деятельности,

поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском

поведении ребенка, умение включаться в коллективное исследование, обсуждать

его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях,

выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные

результаты познания

- Развивать диалогическую речь, речь-доказательство

3. Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию природы, стихии воздуха, эмоциональное положительное отношение к окружающему миру

- Воспитывать дружелюбие в условиях совместной со сверстниками деятельности (доброжелательность в общении, умение оказать поддержку другому ребенку, поделиться и пр.)

Методы и приемы:

• Словесные (загадывание загадки, беседа, вопросы к детям, ответы

детей, похвала)

• Наглядные (рассматривание оборудования лаборатории для экспериментов)

• Практический (сюрпризный момент – поход в научную лабораторию,

проведение опытов)

Оборудование: воздушный шарик, листы наблюдений, красные и зелёные карандаши, халаты, полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой и трубочки, кусочек земли, дудка, свисток, “язычок”, апельсин, фишки красные и

зеленые.

Ход занятия

Организационный момент (дети заходят в группу, воспитатель предлагает детям образовать полукруг)

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

- Я пришла к вам не с пустыми руками. Посмотрите, что у меня есть.

( ответ детей: воздушный шарик).

- Посмотрите, что он умеет делать! ( ответы детей: летает из стороны в сторону,

поднимается к потолку, опускается).

-Ребята, а почему шарик летает, как вы думаете? ( ответ детей: легкий)

- Давайте посмотрим, какой он. (Трогают руками шарик, выясняют, что

он легкий, мягкий, воздушный).

- А что еще может быть воздушным? ( ответы детей: мыльные пузыри, воздушный

шоколад, воздушный змей, воздушное облако).

- А как вы думаете, что у него внутри? ( ответы детей: пусто, ничего нет)

- А кто думает по-другому? (спрашиваю 3-4 ребенка) ( ответ детей: воздух)

-Отгадав загадку, вы узнаете правильный ответ:

Такой большой,

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю (воздух)

- Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? ( ответы детей: чтобы

дышать)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте

сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? ( ответ детей: воздух)

- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите

дыхание, пока я буду считать до 5

- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? ( ответы детей: нет, некомфортно, плохо)

- Какой вывод можно сделать? ( ответы детей: воздух необходим для

дыхания, человек без воздуха жить не может).

- А кто еще дышит воздухом? ( ответы детей: птицы, звери, растения).

- Что было бы, если на земле исчез воздух? ( ответы детей: не было бы жизни на Земле)

-Ребята, где и как люди используют воздух? ( ответы детей: воздух

помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары,

передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

- Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Что такое воздух?

Где и как его обнаружить? Какими свойствами он обладает?».

- А как нам с вами это проверить и найти ответы на наши вопросы? ( ответы детей: исследовать; провести эксперимент, опыт; никак не проверить).

- Где проводят разные опыты и исследования? ( ответ детей: лаборатория)

- А как называют людей, которые работают в лаборатории? ( ответ детей: ученые и

лаборанты)

- Вы правы. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию. Мы

будем изучать загадочное вещество-невидимку. Вы готовы? ( ответы детей: да, мы готовы)

-Но для начала давайте вспомним, что же такое лаборатория и для чего она нужна? ( ответы детей: оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов исследований).

Воспитатель: Все верно, ребята! В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты — помощники учёных, и даже есть роботы,

которые выполняют различные исследования).

- Но знайте, что в такое место нельзя входить в обычной одежде (предложить детям надеть специальные халаты)

- А как нужно себя вести в лаборатории? (ответы детей)

- Правильно, здесь нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, приступать к выполнению опыта только после показа взрослого. Каждый лаборант фиксирует полученные в результате опыта данные.

(каждый ребенок получает лист для записи данных опытов)

(воспитатель предлагает детям пройти к первому столу)

Опыт 1 (опыт с полиэтиленовым пакетом). Есть ли воздух вокруг нас, и есть ли у воздуха цвет?

Воспитатель: Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? ( ответ детей: он пуст)

-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь

поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.

-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь

развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

-Почему? ( ответ детей: в нем нет воздуха)

- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха : он невидимый, прозрачный,

чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать. Мы

поймали воздух и заперли его пакете, а потом выпустили его. Вокруг нас есть воздух!

Опыт 2. Есть ли воздух в нас?

(перед каждым ребенком на столе стакан с водой и трубочка)

Воспитатель: Перед вами стакан с водой и трубочка. Возьмите трубочку и вставьте ее в стакан. Мы будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

- Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков

- Какой сделаем вывод? ( ответ детей: у нас внутри есть воздух, мы им дышим). -

-Отложите трубочки. Мы доказали с вами, что воздух есть внутри нас!

Опыт 3: Есть ли воздух в земле?

Воспитатель показывает кусочек земли и спрашивает:

-Что это? А есть ли воздух в земле? Насекомые живут в земле и дышат воздухом, корешки растений. Давайте проверим, есть ли воздух в земле.

(дети опускают кусочек земли в стакан с водой. Воздух собирается в пузырьки и поднимается наверх)

-Что вы увидели? ( ответ детей: пузырьки)

-А что в них? ( ответ детей: воздух)

-Откуда он взялся? ( ответ детей: был в земле)

-Куда поднялись пузырьки? ( ответ детей: вверх).

Воспитатель: делаем вывод: воздух есть даже в земле!

Воспитатель : ребята, мы с вами выяснили, что воздух есть вокруг нас, в нас и даже в земле. А что же представляет из себя воздух? (ответы детей. Если будет ответ “газ”, спросить, как это подтвердить). Давайте возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? ( ответы детей: твердый, гладкий, неровный)

Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? (ответы детей)

- А можно ли взять в руки воздух, сжать его? ( ответ детей: нет, нельзя).

Какой можно сделать вывод? (ответы детей).

Правильно, делаем вывод: воздух – это не твердое тело.

- Мы с вами проводили опыт с водой, какая была вода? ( ответы детей: сырая, холодная, прозрачная).

- Что же такое вода? ( ответ детей: жидкость).

- Назовите другие жидкости? ( ответы детей: чай, сок)

- Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить, значит, он не жидкость. Какой можно сделать вывод? (ответ детей).

- Правильно, воздух не твердое тело и не жидкость.

Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный.

Воспитатель : как здорово у нас получается! Давайте немного передохнем.

Физкультминутка

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! (“зовут”)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду (потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Воспитатель: продолжим наше исследование свойств воздуха.

Опыт 4: Можно ли услышать воздух?

-Ребята, а воздух можно услышать? ( ответы детей: нельзя, можно).

- Мы это проверим. Давайте прислушаемся, мы что-нибудь слышим? ( ответы детей: нет).

Воспитатель: Значит у воздуха нет звука. Но каким свойством обладает воздух, хоть и не имеет звука сам?

(Методом жеребьёвки один из детей вытаскивает 2-3 имени детей из 10, которые будут дуть в дудку, свисток, “язычок” (дети играют).

-Что мы слышим? ( ответы детей: музыку, звуки)

-Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки

распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не

слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются.

Делаем вывод: сам воздух не имеет звука, но передает другие звуки.

Опыт 4. Имеет ли воздух запах?

Воспитатель: ребята, как вы думаете, воздух пахнет? ( Ответы детей: нет, пахнет)

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, очищает мандарин.

- Вдохните воздух. Что почувствовали воздух? ( ответ детей: запах мандарина, апельсина).

(Воспитатель предлагает детям сделать вывод – ответы детей).

- Вы правы, собственного запаха не имеет, абсолютно чистый воздух

ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Воспитатель: ребята, вы молодцы, наши исследования закончились. Давайте снимем наши халаты, соберём листы наблюдений с результатами. И вернёмся в группу. (дети снимают халаты и проходят на стульчики, каждому ребёнку раздаётся зелёный и красный кружок)

Рефлексия:

Воспитатель: а теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружочки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

*Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

*Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

*Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да, зеленый.

*Человек может жить без воздуха. Нет, красный.

*Воздух- это вещество, не имеющее цвета. Да, зеленый.

*Воздух имеет свою форму. Нет, красный.

- Молодцы! Вам понравились опыты? (Ответы детей)

- Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу!

Публикации по теме:

Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возрастаКартотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов "Воздух невидимка", для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.

Конспект прогулки «Наблюдение за ледоходом» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект прогулки «Наблюдение за ледоходом» с детьми старшего дошкольного возраста Цели: —создание условий для формирования представления о каждом сезонном изменении в неживой природе; — закреплять представление о переходе.

Конспект наблюдения за яблоней с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект наблюдения за яблоней с детьми старшего дошкольного возраста «…День, проведенный с ребенком среди рощ и полей… заменяет много недель на учебной скамье». (К. Д. Ушинский) Наблюдение в природе является.

Конспект НОД «Как образуется тень» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Как образуется тень» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД «Как образуется тень»с детьми старшего дошкольного возраста Цель. Создание условия для формирования у детей представлений.

Конспект НОД по экспериментированию «Невидимка-воздух» для старшего дошкольного возраста Интеграция: Познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья»Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья» Цель. Расширение представлений детей об истории. Задачи. Формировать представления о родственных отношениях и взаимосвязях, знать понятия.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возрастаНепосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста Тема НОД: «Свойства магнита». Образовательная область: познание Вид: познавательно- исследовательская деятельность интегрированная.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Тыквенное поле»Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Тыквенное поле» Цель. Расширение представлений детей о тыкве. Задачи. Побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать фантазию, воображение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
Опубликовано: 8 октября 2020 в 00:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»» (включая файлы) размещена пользователем Воробьева Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД