Елена Кутякова
Конспект НОД «Как образуется тень» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Как образуется тень»
с детьми старшего дошкольного возраста
Цель. Создание условия для формирования у детей представлений о тени и ее свойствах.
Задачи. Познакомить детей со свойствами тени через опытно – экспериментальную деятельность. Формировать представления детей о теневом театре. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования и художественной деятельности; умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; умение увидеть в тени предмет или его часть; умение владеть куклами теневого театра.
Публикация «Конспект НОД „Как образуется тень“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Воспитывать дружеские отношения при детско-взрослом взаимодействии.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие
Материалы и оборудование. Фонарики, кусочек прозрачного тонкого пластика, деревянный брусок, настольная лампа, ширма-экран для теневого театра (3 штуки, куклы теневого театра, предметы для художественной деятельности (листы бумаги, карандаши, цветные ручки, фломастеры, предметы для создания тени к упражнению «Дорисуй предмет из тени!» (листья гербария, скомканные листы бумаги и пр.)
Ход
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку!
На свету к нам льнёт,
Без нас и шагу не шагнёт,
Но лишь настанет тёмный час-
И сразу покидает нас.
Дети. Тень.
Воспитатель. Что такое тень и откуда она взялась?
Дети. Тень возникает, потому что свет не может пройти через предмет.
Воспитатель. Я предлагаю провести несколько экспериментов и выяснить, какими свойствами обладает тень.
Воспитатель. Повертелись, покружились, в юных исследователей превратились!
Опыт 1. «У всех ли предметов есть тень?»
Ход
Воспитатель. Дети, давайте определим, одинакова ли тень от деревянного бруска и от тонкого прозрачного кусочка пластика?
Дети проводят эксперимент и делают вывод.
Вывод: Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. Темные плотные предметы дают темную тень, так как от них меньше отражаются лучи света.
Воспитатель. Молодцы! С первым опытом справились. Предлагаю немного размяться!
Физкультминутка по замыслу детей
Воспитатель. А где еще, кроме комнаты мы можем увидеть тень?
Дети. На улице.
Воспитатель. Предлагаю, подойти к окну и рассмотреть уличные тени.
Наблюдение «Уличные тени».
Воспитатель. А давайте сейчас посмотрим на наши тени. Какие они (дети размышляют и отвечают)
Воспитатель. А как вы думаете, от предмета всегда одна тень или может быть несколько?
(ответы детей)
Опыт 2. «Несколько теней от одного предмета».
Ход
Возле окна на столе поместить деревянный брусок, он будет отбрасывать одну тень. Добавить еще несколько источников света при помощи настольной лапы и фонарика и определить, что теней стало три, то есть столько же, сколько источников света.
Воспитатель. Сколько всего мы узнали! А как вы думаете, изменится ли тень от предмета, если источник света будет находится то дальше от предмета, то ближе к нему (ответы детей)
Опыт 3. «Большие и маленькие тени».
Ход
Взять любой предмет и встать с ним около стены, подсветить фонариком. Мы увидим тень определенного размера, почти равную размеру предмета. Затем один ребенок берет фонарик и отходит с ним на пару шагов назад – тень становится больше (длиннее).
Воспитатель. Ребята, а вы заметили, что тени имеют разные размеры и формы и что некоторые из них похожи на какие-то предметы (ответы детей)
Воспитатель. Давайте попробуем поиграть в такую игру: «Дорисуй предмет из тени!». Ваша задача: взять лист бумаги, положить на него любой понравившийся предмет, это может быть мятый лист бумаги, игрушка, листья гербария, все то, что вам больше всего приглянется в группе. Этот предмет необходимо расположить так на листе, чтобы на него падала тень. Внимательно посмотрите, на что она будет похожа и попробуйте дорисовать предмет на ее полученной тени
Воспитатель и дети смотрят, что у кого получилось, делятся впечатлениями от проделанной работы.
Воспитатель. Ребята, как много интересного вокруг нас! Что мы сегодня с вами узнали о тенях?
Дети обобщают полученные знания.
Воспитатель. Вы знаете, существуют теневые театры со специальными куклами (показывает ширмы-экраны теневого театра). Знаете, как он работает? Давайте с вами попробуем поиграть в теневой театр.
Показ теневого театра «Колобок»
Ведущий.
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
Когда приходит к нам зима,
Неся мороз и стужу,
Гостей мы приглашаем к нам
И дарим мы им сказку.
А называется сказка «Колобок».
Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:
- Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку - и дальше по дорожке.
Катится колобок, а навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок! Я тебя съем!
- Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел:
- Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешан,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца,
Не хитро уйти!
И покатился колобок дальше - только его заяц и видел.
Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
- Колобок, колобок, я тебя съем.
- Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою.
И колобок запел:
- Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешан,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волка,
Не хитро уйти!
Покатился колобок дальше - только его волк и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.
- Колобок, колобок, я тебя съем.
- Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.
Колобок запел, а Миша и уши развесил.
- Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешан,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь,
Полгоря уйти.
И покатился колобок дальше - медведь только вслед ему посмотрел.
Катится колобок, а навстречу ему лиса: - Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку. А лиса слушает да все ближе подкрадывается.
- Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешан,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти!
- Славная песенка! - сказала лиса. - Да то беда, голубчик, что я стара стала - плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, да и запел:
- Я колобок, колобок.
А лиса его - гам! - и съела.