Папки-передвижки

Восприятие музыкального искусства детьми дошкольного возраста

Неля Сайдашева
Восприятие музыкального искусства детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Публикация «Восприятие музыкального искусства детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

на тему «Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства

время обучения: 1 сессия: 30.03-3.04. 2015 г.

2 сессия 13.04-17.04.2015г.

Выполнила Сайдашева Наиля Азатовна

Музыкальный руководитель МБДОУ дет.

Сад №189 Куйбышевский район г. о. Самара

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленное на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно художественно-эстетического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

ФГОС ДО направлен на социализацию и индивидуализацию в развитие детей дошкольного возраста, а также на привлечение семьи, создание условий для активного участия родителей в образовании и воспитании детей.

В Стандарте также отмечается, что для современного дошкольного образования весьма важным является умение современного педагога строить развивающее вариативное образование так, чтобы оно было ориентировано на зону ближайшего развития каждого воспитанника, учитывало его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности. Музыка помогает глубже познать окружающую действительность, пробуждает в личности благородные, возвышенные мысли и чувства. Развитие основ восприятия музыки поможет глубже познать окружающую действительность, пробудить в личности благородные, возвышенные мысли и чувства. Система работы педагога позволяет обеспечивать комплексность и преемственность занятий. Несмотря на то, что этот подход появился на рубеже веков, его основные положения нашли достаточно полное отражение в ФГОС ДО. В этом документе особое внимание обращается не только на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, но и на личность педагога, занимающегося развитием личности ребенка.

Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетически выраженной радости, дружбе или вражде». У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания. Это способствует активизации музыкальной деятельности, развитию интересов, музыкальных вкусов детей а, следовательно, постепенному формированию музыкальной культуры.

Но в процессе работы наблюдаются следующие недостатки в результатах:

1. У детей недостаточно развиты навыки слушания музыки.

2. У детей не сформированы эталоны музыкального вкуса.

3. Дети мало знают о биографиях композиторов и музыкальных произведениях.

4. Дети мало знают об инструментальных пьесах, о средствах музыкальной выразительности

5. Дети имеют слабое представление о нотной грамоте.

Недостатки в процессе:

1. Структура музыкальных занятий не позволяет в полной мере освоить материал о творчестве композиторов—классиков,

2. Мало внимания уделяется ознакомлению детей с произведениями симфонической и инструментальной музыки

3 Родители не помогают воспитывать у детей музыкальный вкус.

4 Необходимо пересмотреть систему образования (недостатки в планировании и реализации образовательного процесса)

Недостатки в условиях : 1Недостаточно материала и дидактических пособий.

2 Мало используются образовательные технологии.

На основе вышесказанного, можно сформулировать противоречие.

Воспитатели и муз. руководители используют устаревшие, не интересные современным детям педагогические средства, в ДОУ отсутствует система организации педагогического процесса.

2 Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Необходимо пересмотреть и внести некоторые изменения в систему работы музыкального руководителя и воспитателя по развитию восприятия детьми музыкального искусства путем повышения уровня квалификации педагога, использования ИТК технологий в НОД, досугах и развлечениях.

3 Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Новые образовательные результаты:

Целевой ориентир по ФГОС ДО Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества в действии и речи ребенка

Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. У детей развиваются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания муз. искусства;

Дети знакомятся с элементарными муз. понятиями, жанрами, формируется песенный, музыкальный вкус.

У детей развиваются музыкальные способности : музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память; различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).

различает звучание музыкальных инструментов ( клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, балалайка).

узнает мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музы-кальная фраза).

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными фор-мами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. У детей появляется интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствуются умения в этом виде деятельности.

У детей формируется способность активизации фантазии ребенка, стремление к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поиску форм для воплощения своего замысла.

Способен придумать свой сюжет к музыкальному произведению.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Дети приучаются использовать речь для выражения своих мыслей, чувств; для описания характера музыкального произведения, средствах музыкальной выразительности. Ребенок высказывается о музыкальном произведении, о его настроении, характере, средствах музыкальной выразительности, жанре…

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Развивается детское музыкально-художественное творчество, реализовывается самостоятельная творческая деятельность детей; Ребенок отображает свое отношение к музыке в рисунке, в музыкально-ритмических движениях

4 Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Система для решения проблемы в содержании деятельности ДОУ дополняется системой педагога. Субъекты системы: дети, воспитатели, муз. руководитель, психолог, инструктор по физо, родители. Выявление недостатков в основном процессе указывает на необходимость внесения изменений в основной образовательный процесс через организацию деятельности детей. Таким образом, необходима усовершенствованная система развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя следующие направления:

1. Работа с детьми по восприятию произведений музыкального искусства

2. Работа с педагогами по развитию восприятия детьми произведений музыкального искусства.

3. Работа с родителями по развитию восприятия детьми произведений музыкального искусства.

4. Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию музыкального восприятия.

Развитие восприятия музыки происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить песню, её необходимо сначала прослушать; исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность её звучания; двигаясь под музыку, мы следим за её ритмическим, динамическим, темповым изменением, развитием и передаём в движении своё отношение к произведению.

«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно! К ней надо сначала привыкнуть. «В. Ф. Одоевский. Обогащение музыкальных представлений на занятиях происходит поэтапно. 1 Первичное слушание музыкального произведения. 2 Знакомство с ним (использование картин, беседы). 3 Повторное слушание, разбор средств выразительности, характера музыкального произведения. 4 Закрепление и запоминание музыкального произведения. Можно использовать различные формы организации восприятия детьми музыкальных произведений : 1 Проводить беседу, применить стихотворения, загадки, потешки. 2 Для изображения характера и структуры музыкального произведения использовать мимику, движения рук и ног. «Дети чувствуют музыку телом Л. В. Виноградов. Такая «двигательная реакция» детей помогает увидеть степень усвоения музыкального материала. 3 Проводить беседы о музыке (предваряющие, и завершающие слушание, в контексте которых детей подводить к составлению эмоционально-образной характеристики прослушанного произведения, доступного возрасту анализу средств музыкальной выразительности. 4. Создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности — игровой, художественной, двигательной. На этом этапе можно использовать:

- двигательно-танцевальная импровизация (помогает выразить свои переживания от музыки через танец – общий эмоциональный настрой музыки, ритмический рисунок, динамику, темп и т. д. ,

- музыкальные игры (коллективные игры-фантазии под музыкальное сопровождение с участием педагога, музыкальные игры-сказки по методике О. П. Радыновой, музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-сенсорных способностей детей)

В работе по восприятию детьми дошкольного возраста музыкальных произведений можно использовать игры:

1 На восприятие звуковысотности - «Музыкальная лесенка»Музыкальное эхо» 2 На восприятие тембра- «Мама птичка и птенчики» 3 На восприятие ритма- «Три танца». 4 На восприятие динамики- «Громко-тихо запоем» Интегрированные занятия желательны для укрепления музыкальных впечатлений детей. Свои фантазии, навеянные услышанной музыкой дети изображают на рисунках, в импровизированных танцах, небольших литературных сочинениях.

В изучении музыкальных способностей особое внимание необходимо уделять поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые должен составить муз. руководитель и воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий. К способу обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков,сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами. До начала диагностики музыкальный руководитель должен знать ситуацию развития ребенка, условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.

Рассмотренные варианты диагностики музыкальных способностей относятся к традиционным. Исследователь современных проблем музыкального воспитания детей Ю. Б. Алиев считает, что традиционно используемые методы в диагностике музыкальных способностей проверяют и оценивают «не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом; не музыкальную память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и, что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра» ( СНОСКА: Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Проблемы восприятия музыки приобретают особую остроту так же, при художественно-эстетическом анализе музыкальной атмосферы, окружающей современного слушателя. Ее интенсивность и состав, складывающийся под все более мощным влиянием массовых музыкальных коммуникаций и испытывающие растущую зависимость от личных фонотек, характеризуются сложными отношениями «серьезного» и «развлекательного», «чистого» и «прикладного», самостоятельного и фонового музыкальных компонентов. При этом обнаруживается множественность действенных способов и установок восприятия музыки, путей слушательского к ней приобщения человека, а следовательно, и духовных его результатов, неоднозначность ее формирующего влияния на музыкально-эстетический мир слушателя. Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия :

- Выявление главного настроения;

- Определение средств музыкальной выразительности;

- Рассмотрение особенностей развития художественного образа;

- Выявление главной идеи произведения;

- Понимание позиции автора;

- Нахождение в произведении собственного личностного смысла.

Параметры диагностирования (по восприятию)

а) эмоционально воспринимает музыку (высказывается о муз. произведении)

б) различает жанры муз. произведений (песня, марш, танец – полька, вальс, плясовая).

в) различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, баян, скрипка, балалайка, труба.)

г) различает звуки по высоте в пределах квинты

д) узнает мелодии по отдельным фрагментам произведения.

е) способен придумать сюжет к муз. произведению.

ж) отображает свое отношение к музыке в рисунке

з) проявляет стремление передать характер муз. произведения в движении

Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные,организационные).

Кадровые изменения:

- повышение самообразования;

- участие в методических объединениях

- повышение квалификации в СИПКРО, ЦРО;

Научно-методические изменения:

- тематическое планирование;

- разработка серий консультаций и цикла бесед для родителей и воспитателей;

- создание картотеки музыкальных произведений, мультфильмов;

Материально-технические изменения:

- приобретение мультимедийной и интерактивной техники в ДОУ;

- наличие центра;

- ноты, диски с музыкальными произведениями различных жанров, дидактические музыкальных инструментов, музыкального

игры для развития восприятия музыки

- приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

- приобретение демонстрационного и наглядного материала.

Нормативно-правовые изменения:

Закон РФ об образовании.

Декларация о правах ребенка

ФГОС ДО

Региональные нормативно-правовые документы

Конвенция ООН о правах ребенка

Письменное разрешение родителей на посещение театров, экскурсий. Информационные условия:

создание электронных мультимедийных дидактических пособий, презентаций, интерактивных игр по теме «Восприятие музыки» и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей).

Организационные условия:

• организация совместных поездок с родителями и детьми в театр оперы и балета, филармонию.

• приглашение коллег и воспитанников в ДОУ из музыкальных школ.

•Организация совместных концертов с другими ДОУ и музыкальными организациями.

В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

Научно-методические:

использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

1) создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

2) организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

4 взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам

образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов

совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки

образовательных инициатив семьи.

Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактическая игра-средство ознакомления детей с жанрами музыкального искусства Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой.

Развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев…» (В. А. Сухомлинский) Уровень развития цивилизации прямо пропорционален.

Формы и методы ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с натюрмортом как видом изобразительного искусства Искусство несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром – другими людьми, природой, вещам, - а потому является для всех.

Интеграция различных видов искусства и творческого самовыражения неслышащих детей дошкольного возраста Интеграция - (от латинского - восстановление, восполнение, объединение частей в целое) причем не механическое соединение, а взаимопроникновение,.

Конспект и презентация тематического музыкального занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Зима-затейница» Базовая образовательная область: художественно- эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: • познавательное развитие,.

Конспект НОД (восприятие художественной литературы) для детей младшего возраста «У медведей во бору» (может проводиться летом на улице) Задачи: Приобщать детей к миру русской народной словесности; расширять знания детей о разнообразии произведений.

Консультация для воспитателей «Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста» Боткарёва Ирина Владимировна Музыкальный руководитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колосок».

Развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства В наше время основной целью образования является подготовка всесторонне гармонично развитой личности ребенка. Творчество – это тот путь,.

Восприятие детьми 4–5 лет художественной литературы в условиях ФГОС ДО 1. Вашему вниманию предоставляется «Творческая презентация по самообразованию НА ТЕМУ: «Восприятие детьми 4 – 5 лет художественной литературы.

Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Восприятие музыкального искусства детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 12 марта 2016 в 13:06
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Восприятие музыкального искусства детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Неля Сайдашева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД