Ирина Боткарёва
Консультация для воспитателей «Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Боткарёва Ирина Владимировна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Колосок»
Музыкальное восприятие - одна из составляющих музыкального воспитания, она играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника. Эта роль определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста, психического развития - с другой.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нём опредмечены человеческие эмоции.
Роль музыки в развитии психики - одна из центральных и исконных в музыкально-психологических исследованиях.
Связь с содержанием программ и методами обучения музыке, с музыкально-психологической диагностикой, с одной стороны, является важным стимулом развития этой области знания, с другой - делает её средоточием острой научной и идеологической борьбы.
Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению?
Подход к музыкальности начиная с работ К. Штумпфа, Т. Биллрота, А. Файста, М. Мейера, Г. Ревеша, К. Сишора определялся теоретическими представлениями о ней как о психическом образовании. Так, А. Файст сводил её к чувству интервалов, а К. Штумпф и М. Мейер - к способности анализировать аккорды. Г. Ревеш считал её гораздо более сложным, но единым и не подлежащим анализу свойством человека. Она, по его мнению, включает в себя способность эстетически наслаждаться музыкой, переноситься в её настроение, глубоко понимать форму и строение фразы, предполагает тонкое чувство стиля.
К. Сишор, напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в пять больших групп: музыкальные ощущения и восприятие; музыкальное действование; музыкальная память и музыкальное воображение; музыкальный интеллект; музыкальное чувствование. Однако в основе музыкальной склонности, по мнению К. Сишора, лежат сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов. К. Сишор-автор первой системы тестовых измерений музыкальных сенсорных способностей и родоначальник целого направления исследований, в которых музыкальность рассматривалась главным образом с точки зрения характеристик чувствительности.
Музыка оказывает значительное влияние на умственное развитие ребёнка - дошкольника. Ребёнок воспринимает музыку по - разному. Это зависит от способности ребёнка воспринимать и понимать музыку. Формирование и развитие у детей музыкального восприятия-мышления и всего комплекса музыкальности происходит как в условиях целенаправленных воздействий, на занятиях в детском саду (иногда и в семье, так и стихийно, под влиянием существующего музыкального восприятия.
О нормальном развитии психики у дошкольника свидетельствуют показатели восприятия музыки.
Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих мыслей, и как средство успокоения и даже лечения.
Физиологическое воздействие музыки на ребёнка в процессе развития основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах.
Проявление доминантного возбуждения в определённой совокупности нервных центров лежит в основе деятельности, но устойчивость доминанты может нарушиться, могут возникнуть признаки лабильности центров.
И вот тогда дополнительный ритмический раздражитель способен как бы раскачать центральный нервный прибор и ускорить процесс усвоения ритма, восстановить нарушенный уровень усвоения ритма, лежащего в основе образования доминанты.
Ритмы отдельных органов ребёнка всегда соразмерны. Между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует определённая связь, регулируемая специальным нервным механизмом- моторно-висцеральными рефлексами. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему- двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.
Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции- плач, смех, крик, физическим механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации, в которых больше социального, обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.
Кроме того, при подборе музыкальных произведений нужно учитывать психологические свойства нервной системы у детей, подвергающихся воздействию музыки. В одном из исследований А. А. Коротаев показал, что в спокойной ситуации направление изменений в деятельности лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки
оказывается одинаковым: приятная- улучшает деятельность, а неприятная- ухудшает.
Дети очень быстро реагируют на музыкальные передачи. Музыка для них может быть одним из эффективных средств образования и поддержания динамического стереотипа, особенно в деятельности, имеющей определённую ритмичность.
Решение вопроса об использовании музыкальных произведений в ходе коррекции психологических и физиологических процессов детей требует специально остановиться на применении музыки в комнате отдыха, во время проведения сеансов психологической разгрузки, аутотренинга и других психопрофилактических мероприятий.
Применение музыкального сопровождения занятий аутотренингом существенно повышает их эффективность. Слияние формул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое или «наслоение» формул самовнушения на музыкальные фразы является обязательным условием, поэтому при подборе музыкальных произведений необходимо тонко чувствовать произведение, чтобы постараться «попасть в такт».
Подбор произведений приобретает особое значение при моделировании настроения. Для этого не рекомендуется использовать модные шлягеры и популярные новинки. Опыт показывает, что достаточно длинное и универсальное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена и др.
Для того, чтобы вывести ребёнка из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении.
На основании опытов можно утверждать, что наиболее сильный и выраженный эффект даёт однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иногда просто невозможно предугадать. В связи с этим в психопрофилактических целях не следует брать объёмных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.
Таким образом, музыка и психическое состояние взаимосвязаны, особенно в детском возрасте.
Литература
1. Петрушин В. И. Музыкальная психология. -М. ,1997.
2. Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности-М. ,2001.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. -М., 1986.