Получи документы

Развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

Елена Зеленова
Развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
▼ Скачать + Заказать документы

В наше время основной целью образования является подготовка всесторонне гармонично развитой личности ребенка. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовывать эту цель.

Показателем творческого развития детей является креативность. Под креативностью обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностях индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.

Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства» размещена в разделах

Изобразительная деятельность занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека, и вызывающую в ребенке творческую активность.

организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира общение с искусством учет индивидуальных особенностей ребенка бережное отношение к процессу и результату детской деятельности организация атмосферы творчества мотивация задания

Основные принципы развития креативности детей :

1. Принцип поэтапности «погружения» в тему. Тема составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа минуя предыдущий, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка от самого простого до заключительного максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений. Подразумевает разнообразие вариантов решения с детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

Моя работа осуществляется в результате систематических занятий, состоящих из 3х этапов, объединенных в единое целое. Все три этапа имеют свои особенности и творческие задачи:

1 Этап. Цель: обучение.

Задачи:1. Обучать умению воспринимать образ какого – либо объекта и явления, умению воспринимать произведения искусства, развивать эстетитические потребности.

2. Знакомить с многообразием выразительных средств живописи в создании образа.

3. Развивать эстетическое восприятие, отношение, переживание, чувство.

2 Этап. Цель: развитие.

Задачи:1. Учить понимать специфику и многообразие средств выразительности в искусстве, объяснять, давать свою интерпретацию воспринимаемому.

2. Развивать эстетическое отношение, вкус.

3 Этап. Цель: творчество.

Задачи:1. Развивать потребность в создании эстетических ценностей, творческой самореализации.

2. Формировать чувство активного преобразования, самостоятельность, смелость в процессе художественно – творческой деятельности.

Для успешной работы по развитию креативности детей дошкольного возраста мною были выделены следующие наиболее эффективные средства:

1. Образц подражания- является средством развития эстетического восприятия ребенка и не о надобности его идет речь, а безусловно о его качестве. Чем более деятельность рассчитана на творческий процесс, тем менее уместен образец, сопутствующий процессу этой работы. Он мешает инициативе ребенка и толкает на механическое подражание. Однако тот же образец, показанный перед творческим занятием, может вдохновить ребенка на более высокое творческое напряжение в работе.

2. Художественные техники – одно из ярких и разнообразных средств выразительности. С их помощью можно моделировать образ, придавая ему индивидуальные черты, особенно если речь идет о неклассических техниках, в основе которых – эксперимент с материалами. Дошкольники в этот эксперимент включаются легко, так как у них еще не сформированы изобразительные стереотипы, которые мешают творческому развитию. Основной акцент сделала на использование нетрадиционных способов рисования. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызывать интерес у детей.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, работу я начала в этом направлении с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнила художественный образ, создаваемый с помощью более сложных:тычок жесткой полусухой кистью (возраст любой); оттиск пробкой, печатками из овощей (возраст от трех лет);оттиск поролоном, пенопластом, печатками из ластика, смятой бумагой (возраст от четырех лет); восковые мелки + акварель, свеча + акварель (возраст от четырех лет); печать по трафарету (возраст от пяти лет); монотипия предметная (возраст от пяти лет); черно – белый, цветной граттаж (возраст от пяти лет); кляксография с трубочкой, с ниточкой (возраст от пяти лет);набрызг (возраст от пяти лет); отпечатки листьев (возраст от пяти лет); тиснение с использованием подложек из бросового материала (возраст от пяти лет); рисование пищевыми красителями (возраст от пяти лет).

Владение перечисленными художественными техниками дает ребенку изобразительную свободу, а знание их эффектов позволяет варьировать содержание образов.

Особое внимание в своей работе уделяю технике коллажа. Важно помнить, чем коллаж отличается от аппликации.

Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.

Аппликация, в отличие от коллажа – один из видов изобразительной техники, основанный на использовании однородных материалов, которые фиксируются в одной плоскости, на какой либо поверхности, принятой за фон, раскрывая сочетанием формы и цвета замысел художника.

В своей работе я использую разнообразные виды материала, который доступен как младшему так и старшему возрасту : бусинки, пуговицы, бумага, вырезки из журналов, кусочки ткани, веревки, проволока, крупы, макаронные изделия, природный материал, пенопласт, фольга, мозаика. Особое внимание уделяю объемным фигуркам, заранее слепленным из соленого теста и раскрашенным. Тесто – удивительно пластичный материал нежный и мягкий в отличие от пластилина.

3. Проектная деятельность. На мой взгляд, источником взаимодействия, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования как одна из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

Цель: развитие креативности личности, развитие коммуникативных свойств личности, развитие познавательных способностей и интересов; содействование развитию творческих и коммуникативных способностей родителей, обогащение педагогических умений родителей, взаимодействие ДОУ и семьи в ходе комплексного использования различных форм сотрудничества, повышение интереса родителей к проектной деятельности, как средству воспитания.

4. Сотрудничество с родительским сообществом. Совместная работа родителей с детьми позволяет им приобрести им уникальный опыт и радость общения со своим ребенком. На родительских собраниях необходимо пропагандировать важность и необходимость развития творческих способностей детей. В работе с родительским сообществом использую следующие формы: презентация программ, тематические консультации, анкетирование, открытые просмотры занятий, смотры-конкурсы, буклеты с рекомендациями, индивидуальные консультации.

Выводы по результатам работы позволяют мне, как, воспитателю, проектировать содержание образовательного процесса с детьми дошкольного возраста так, чтобы обеспечить основы развития каждого ребенка, основываясь в своей деятельности на принцип индивидуализации, что является основным в дошкольном образовании.

Публикации по теме:

Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности Система проводится в несколько этапов. Вначале синонимы вводятся в пассивный словарь детей. Ознакомление детей с близкими по смыслу словами.

Ценностно-смысловое понимание произведений искусства ребенком-дошкольником Сегодня образование в России переживает непростой период: идет гуманизация образовательных технологий, процесс осознания человеком своей.

Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально.

Консультация для воспитателей «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» Сенсорное воспитание является основной организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического.

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой. Художественная книга для ребенка - это могучее.

«Особенности восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста. Развитие восприятия». Консультация для родителей Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр.

Семинар-практикум для воспитателей «Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики» Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики. I часть. Теоретическая. Проводит методист. Обсуждаются.

Система работы педагога по развитию у старших дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля). Для решения поставленной проблемы.

Система работы педагога по восприятию детьми среднего дошкольного возраста произведений словесного искусства Система работы педагога по способности восприятия детьми среднего дошкольного возраста должна строиться с учетом принципа интеграции с другими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
Опубликовано: 18 ноября 2015 в 09:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зеленова (УИ 391611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД