Елена Зеленова
Развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время основной целью образования является подготовка всесторонне гармонично развитой личности ребенка. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовывать эту цель.
Показателем творческого развития детей является креативность. Под креативностью обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностях индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.
Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Изобразительная деятельность занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека, и вызывающую в ребенке творческую активность.
организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира общение с искусством учет индивидуальных особенностей ребенка бережное отношение к процессу и результату детской деятельности организация атмосферы творчества мотивация задания
Основные принципы развития креативности детей :
1. Принцип поэтапности «погружения» в тему. Тема составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа минуя предыдущий, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка от самого простого до заключительного максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений. Подразумевает разнообразие вариантов решения с детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
Моя работа осуществляется в результате систематических занятий, состоящих из 3х этапов, объединенных в единое целое. Все три этапа имеют свои особенности и творческие задачи:
1 Этап. Цель: обучение.
Задачи:1. Обучать умению воспринимать образ какого – либо объекта и явления, умению воспринимать произведения искусства, развивать эстетитические потребности.
2. Знакомить с многообразием выразительных средств живописи в создании образа.
3. Развивать эстетическое восприятие, отношение, переживание, чувство.
2 Этап. Цель: развитие.
Задачи:1. Учить понимать специфику и многообразие средств выразительности в искусстве, объяснять, давать свою интерпретацию воспринимаемому.
2. Развивать эстетическое отношение, вкус.
3 Этап. Цель: творчество.
Задачи:1. Развивать потребность в создании эстетических ценностей, творческой самореализации.
2. Формировать чувство активного преобразования, самостоятельность, смелость в процессе художественно – творческой деятельности.
Для успешной работы по развитию креативности детей дошкольного возраста мною были выделены следующие наиболее эффективные средства:
1. Образц подражания- является средством развития эстетического восприятия ребенка и не о надобности его идет речь, а безусловно о его качестве. Чем более деятельность рассчитана на творческий процесс, тем менее уместен образец, сопутствующий процессу этой работы. Он мешает инициативе ребенка и толкает на механическое подражание. Однако тот же образец, показанный перед творческим занятием, может вдохновить ребенка на более высокое творческое напряжение в работе.
2. Художественные техники – одно из ярких и разнообразных средств выразительности. С их помощью можно моделировать образ, придавая ему индивидуальные черты, особенно если речь идет о неклассических техниках, в основе которых – эксперимент с материалами. Дошкольники в этот эксперимент включаются легко, так как у них еще не сформированы изобразительные стереотипы, которые мешают творческому развитию. Основной акцент сделала на использование нетрадиционных способов рисования. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызывать интерес у детей.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, работу я начала в этом направлении с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнила художественный образ, создаваемый с помощью более сложных:тычок жесткой полусухой кистью (возраст любой); оттиск пробкой, печатками из овощей (возраст от трех лет);оттиск поролоном, пенопластом, печатками из ластика, смятой бумагой (возраст от четырех лет); восковые мелки + акварель, свеча + акварель (возраст от четырех лет); печать по трафарету (возраст от пяти лет); монотипия предметная (возраст от пяти лет); черно – белый, цветной граттаж (возраст от пяти лет); кляксография с трубочкой, с ниточкой (возраст от пяти лет);набрызг (возраст от пяти лет); отпечатки листьев (возраст от пяти лет); тиснение с использованием подложек из бросового материала (возраст от пяти лет); рисование пищевыми красителями (возраст от пяти лет).
Владение перечисленными художественными техниками дает ребенку изобразительную свободу, а знание их эффектов позволяет варьировать содержание образов.
Особое внимание в своей работе уделяю технике коллажа. Важно помнить, чем коллаж отличается от аппликации.
Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.
Аппликация, в отличие от коллажа – один из видов изобразительной техники, основанный на использовании однородных материалов, которые фиксируются в одной плоскости, на какой либо поверхности, принятой за фон, раскрывая сочетанием формы и цвета замысел художника.
В своей работе я использую разнообразные виды материала, который доступен как младшему так и старшему возрасту : бусинки, пуговицы, бумага, вырезки из журналов, кусочки ткани, веревки, проволока, крупы, макаронные изделия, природный материал, пенопласт, фольга, мозаика. Особое внимание уделяю объемным фигуркам, заранее слепленным из соленого теста и раскрашенным. Тесто – удивительно пластичный материал нежный и мягкий в отличие от пластилина.
3. Проектная деятельность. На мой взгляд, источником взаимодействия, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования как одна из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
Цель: развитие креативности личности, развитие коммуникативных свойств личности, развитие познавательных способностей и интересов; содействование развитию творческих и коммуникативных способностей родителей, обогащение педагогических умений родителей, взаимодействие ДОУ и семьи в ходе комплексного использования различных форм сотрудничества, повышение интереса родителей к проектной деятельности, как средству воспитания.
4. Сотрудничество с родительским сообществом. Совместная работа родителей с детьми позволяет им приобрести им уникальный опыт и радость общения со своим ребенком. На родительских собраниях необходимо пропагандировать важность и необходимость развития творческих способностей детей. В работе с родительским сообществом использую следующие формы: презентация программ, тематические консультации, анкетирование, открытые просмотры занятий, смотры-конкурсы, буклеты с рекомендациями, индивидуальные консультации.
Выводы по результатам работы позволяют мне, как, воспитателю, проектировать содержание образовательного процесса с детьми дошкольного возраста так, чтобы обеспечить основы развития каждого ребенка, основываясь в своей деятельности на принцип индивидуализации, что является основным в дошкольном образовании.