Екатерина Петракова
Технология организации сюжетно-ролевой игры (из опыта работы воспитателя средней группы)
▼ Скачать +Заказ
В дошкольной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольника. Психологи, педагоги отмечают важную роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии человека, она определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, в игре развивается у детей мышление, память, речь, воображение и другие важные психические процессы, без которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Публикация «Технология организации сюжетно-ролевой игры (из опыта работы воспитателя средней группы)» размещена в разделах
Сюжетно-ролевая игра не возникает у ребенка самостоятельно, а передается ему от родителей или более старших детей. Дети перенимают и сюжеты игр и игровые действия. А в условиях дошкольной организации развитию игровой деятельности уделяется повышенное внимание.
В методике дошкольного воспитания накоплен значительный материал по развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Между тем в практике работы с детьми педагоги отмечают падение интереса у дошкольников к сюжетным играм, обеднение их содержания, неумение детей выстраивать и развивать сюжет в игре.
Сюжетно-ролевая игра способствует развитию мотивационной сферы детей. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть: зарабатывать деньги, создать семью получить профессию.
Важной функцией сюжетно-ролевой игры также является развитие нравственных качеств ребенка и эмоциональной сферы. Хоть и сюжеты детских игр являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций - самые настоящие. Игра является «полигоном», на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и рядом взрослый человек, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы
В процессе работы с детьми среднего дошкольного возраста, было замечено, что многие дети не умеют организовывать игру, они действуют с предметами: катают машинки, укладывают куклу спать. Но ролевые диалоги дети не ведут, не взаимодействуют в игре. Поэтому дошкольников следует всему этому научить. Конечно, в этом огромная роль принадлежит педагогу.
Эффективным средством обогащения игры является :
- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы);
- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей;
- создание интересной и мотивирующей предметно- игровой среды;
- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;
- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
В нашей группе мы уделяет повышенное внимание развитию сюжетно-ролевой игры у детей.
Сюжетно-ролевые игры используются нами для:
- формирования у дошкольников бесконфликтного поведения;
- формирования культуры поведения;
- развития игровых умений;
- развития воображения;
- получения детьми определенного опыта социального взаимодействия;
- для снятия агрессивности, враждебности;
Эффективным средством обогащения содержания сюжетно-ролевых игр дошкольников совместную работу педагога и ребенка по частичному изменению знакомых сюжетов, при использовании материала сказок. Авторы предлагают использовать материал известных детям волшебных сказок и выстроить деятельность в несколько этапов:
I этап совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки. В рамках данного этапа необходимо ориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сделать, «вспоминая» вместе известную сказку (по сути, пересказывая ее по «цепочке» в непринужденной форме). Важно, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.
II этап частичное преобразование известной сказки. На этом этапе детям через 1 - 2 дня после пересказа воспитатель предлагает вместе придумывать одну общую сказку, похожую на пересказанную, только немного не такую. Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта, волшебного средства. Воспитатель предлагает детям начало сказки. Здесь взрослый может внести изменение сказки. Затем воспитатель передает «ход» второму участнику игры.
Следующим событием (как в любой сказке) должна быть встреча с «дарителем» волшебного средства. Если ребенок придерживается привычного сюжета, можно натолкнуть его на очередное изменение. Затем воспитатель напоминает, что сказку придумываем вместе, по кусочку, и передает «ход» другому участнику. Так сказка постепенно доводится до конца (получения героем искомого объекта и возвращения). Но дети часто обнаруживают желание продолжить ее (как и игру, задав новую задачу герою. В таком случае лучше отложить продолжение игры на следующий раз.
III этап придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.
В дальнейших играх взрослый стимулирует детей к большему изменению в придуманной сказке, по сравнению, с известной. Для этого в сказке сразу соединяют сказочные и реалистические элементы.
IV этап развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».
По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам — разноконтекстные роли ( например: Буратино и воспитатель, Айболит и солдат, и т. п.). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей.
V этап придумывание новых историй на основе реалистических событий.
В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки, а «настоящие истории».
Нами разработаны методические рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста:
1. Обучение сюжетно-ролевой игре необходимо начинать с младшей группы : вначале педагог осуществляет деятельность в роли кукловода, используя тот или иной сюжет, разворачивает его, действует за персонажей, озвучивает их.
2. В средней группе сюжетно-ролевые игры организуются воспитателем, он предлагает готовый сюжет, обсуждает его с детьми, затем играет за одного-двух персонажей, поощряет желание детей принять участие в игре (взять на себя роль, распределяет роли, направляет игру, в случае затруднительной ситуации.
В плане работы для обогащения содержания сюжетно-ролевой игры мы предложили использовать различные средства : чтение произведений художественной литературы, обсуждение прочитанного, расширение жизненно опыта ребенка, рассматривание иллюстраций, использование оригинальных атрибутов для игр, обсуждение личных пожеланий дошкольников.
Самая главная трудность состоит в том, чтобы научить детей взаимодействовать в игре. Поэтому педагог должен быть рядом, помогать детям разрешать конфликты, договариваться, уступать, делиться.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра при правильной ее организации и стимулирующем воздействии педагога оказывает большое влияние на развитие игрового взаимодействия дошкольников.
Список использованной литературы
1. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 31–40.
2. Комарова Т. В., Пронина О. В., Астапова В. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников // Молодой ученый. - 2018. - №34. - С. 102-106. - URL https://moluch.ru/archive/220/52419/ ( дата обращения: 28.10.2019).
3. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов-на-дону: Феникс, 2008. – 251 с.