Катерина
Воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно
осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии является тяжелым жизненным событием в семье.
Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития.
Публикация «Воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Функции семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
1 Абилитационно-реабилитационная, сущность, которой состоит в восстановлении
психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включении его в социальную среду, в к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей.
2 Корригирующая, Она направлена на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями.
3 Компенсирующая, направленная на замещение, перестройку нарушенных или недосформированных функций организма, на его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытку заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.
Отношение семьи к проблеме:
• Конструктивное отношение – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выбрать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.
• Деструктивное отношение, которое может выражаться в форме игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы – пусть выкарабкивается сам»); жесткого отношения и эмоционального отвержения ребенка.
Изменения в семье происходят на нескольких уровнях:
Психологический уровень (сильный стресс, оказывающий деформирующее воздействие на психику родителей, невозможность обретения новых жизненных ценностей, психологические особенности личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка).
Социальный уровень (семья ребенка с ОВЗ становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей).
Соматический уровень (переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах).
Особенности поведения родителей
Первая группа родителей – психосоматичные. Для этих родителей
характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни
своего ребенка».
Вторая группа родителей – невротичные. Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!»
Третья группа родителей – авторитарные. К родителям авторитарного можно отнести две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию – стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» – это высказывание может оказаться девизом многих из таких родителей.
Правил для родителей, воспитывающих особого ребёнка
• Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
• Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
• Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
• Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
• Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
• Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
• Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
• Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
• Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
• Общайтесь с семьями, где есть особые дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
• Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
• Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.