Получи документы

Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Наулайнен
Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья как условие эффективного социально – личностного разви

тия[/b]

Что же такое досуг? В современных условиях этому понятию дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы.

Темочки:

Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Это значит, что и проводить досуг человек будет так, как проводили родители и окружающие его взрослые.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:

- Отдых (активный и пассивный);

- Развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);

- Праздники (народные и фольклорные, государственно - гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);

- Самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т. д.);

- Творчество.

- Игра.

Досуговая деятельность детей дошкольного возраста - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т. е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:

- Ей свойственна целенаправленность и продуманность;

- Осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;

- Ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер, общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;

- Она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;

- Способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых, основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;

Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность.

Все выше сказанное относится не только к здоровым детям. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом.

В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его социокультурная досуговая деятельность:

Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие.

В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.

Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания.

Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах.

Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы пребывание детей с ОВЗ проходило комфортно.

В нашем детском саду проходят различные досуговые мероприятия, в которых принимают участие все воспитанники не зависимо от их уровня развития и физических возможностей. Большинство досуговых мероприятий стали традиционными, на некоторых из них я сейчас остановлюсь.

Большую роль в досуговой деятельности занимает театрализованная деятельность. В нашем детском саду ежегодно в ноябре проходит театрализованная неделя – «Сказка в гости к нам пришла.». В первый день «Театральной недели» проходит открытие, обязательно в этот день для наших детей показывается театральная постановка с участием профессиональных актеров Негосударственного авторского театра «Ad LIBERUM». Последующие дни на театральной неделе все возрастные группы, включая детей со сложной структурой нарушений, посещающие детских сад с сопровождением показывают друг другу театрализованные постановки. При этом важно, чтобы были учтены психические и физические особенности участников: театрализованная игра не должна ставить участников в затруднительное положение и вызывать у них неуверенность в своих силах. Дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. Дети с ОВЗ с удовольствием принимают участие в театрализованных постановках. Сказка учит «особого» ребенка продуктивно преодолевать страх, активизировать творческий потенциал.

На театральной неделе учителя – логопеды показывают ребятам кукольный спектакль В последний день театральной недели на закрытии педагоги детского сада представляют маленьким зрителям драматизацию сказки. Были представлены такие сказки, как «Дюймовочка», «Красная шапочка», «Царевна – лягушка», «Кошкин дом» и др.

Кроме этого, наши дети в рамках «Клуба выходного дня» вместе с родителями и педагогами посещают различные театры нашего города. А также в течение учебного года различные театральные коллективы посещают наш детский сад, где показывают ребятам различные постановки.

Традиционно в нашем детском саду проходят праздники народного календаря. В январе для детей проводятся «Колядки». На Праздник к ребятам приходят сказочные герои, которые предлагают погадать, поиграть в народные игры, исполнить песни и хороводы, и конечно, получают сладкие подарки.

В нашем учреждении празднование Масленицы стало хорошей и доброй традицией. Масленица - самый веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. Все дети знают про Масленицу, про блины, которые нужно есть, и про чучело, которое нужно сжигать. Но знать это одно, а увидеть, а еще лучше поучаствовать в этом - совсем другое дело.

В течение недели ребята узнают, как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот обычай. У нас все знают, что на Масленицу у каждого три дела: с горок кататься, блинами объедаться, и с зимушкой прощаться! Проведение Масленицы в детском саду - это отличный способ весело провести время с детьми и также рассказать им о культуре и традициях русского народа, привить любовь и уважение к своей истории. В пятницу на улице проходит «Прощание с Масленицей» со скоморохами и сказочными персонажами, хороводами, играми-забавами. Дети соревнуются в смелости и находчивости, силе и ловкости. Традиционно праздник заканчивается угощением вкусными и ароматными блинами.

В рамках «Клуба выходного дня» инструктор по физической культуре совместно с воспитателями организуют «Прощание с Масленицей» с участием детей и их родителей.

В мае в нашем детском саду проходит окружной фестиваль народной игры «Карельские игрища» для детей старшего дошкольного возраста. В мероприятии принимают участие воспитанники из детских садов микрорайона «Древлянка». Участники Фестиваля знакомят друг друга с народными играми, которые отражают культуру и традиции коренных народов Карелии.

12 ноября в ДОУ проходит традиционный праздник «Синичкин день». В этот день жители разных населенных пунктов готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях.

Воспитанники нашего детского сада тоже готовятся к встрече зимующих птиц. На праздник к ребятам прилетают гости - «синичка» и «сорока», которые проводят с ребятами игры, танцы, хороводы. В заключение праздника ребята украшают участки детского сада кормушками, выполненные своими руками совместно с родителями.

Традиционно в нашем детском саду в последнюю неделю сентября проходит «Неделя безопасности», в течение которой проходят различные досуговые мероприятия. Так, например, дети старшего дошкольного возраста посещают пожарную часть, где знакомятся с профессией пожарного и с условиями, созданные в пожарной части. Для ребят проходят развлечения по пожарной безопасности и правилах дорожного движения, а также викторины и КВН по тематике «Один дома».

Физкультурные досуги также проводятся в нашем детском саду. Традиционно в апреле проходит «Неделя здоровья», каждый день для ребят организуются физкультурно – оздоровительные мероприятия, такие как: игра «Форд боярд», «Путешествие в страну «Спортландию», День подвижных игр «Раз, два не зевай вместе поиграй», спортивный праздник с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья». Кроме этого проходят соревнования среди педагогов и родителей «Веселые старты».

Ежегодно в феврале проходит «Белая Олимпиада», в мае ребята являются участниками игры «Зарница», дети старшего дошкольного возраста принимают участие в «Осенней спартакиаде». На подобных мероприятиях дети проявляют ловкость, сноровку, быстроту. Наши воспитанники, не только сильные, смелые, но и дружные, веселые, умелые, готовые помочь своим друзьям справятся с любыми трудностями.

Таким образом, досуговая деятельность в детском саду позволяет детям с ограниченными возможностями реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, понять, что им доступно если не все, то почти все. Такие дети начинают лучше управлять своими эмоциями, становятся более успешными в коммуникативной деятельности, а родители отмечают стабилизацию самооценки детей и адекватную реакцию на различные ситуации общения.

Публикации по теме:

Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Термин "дети с ОВЗ" в дошкольных образовательных учреждениях появился совсем недавно. Это правовое понятие было введено принятым в 2012.

Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.

Фотоотчет «Масленичные гуляния» с детьми с ограниченными возможностями здоровьяФотоотчет «Масленичные гуляния» с детьми с ограниченными возможностями здоровья А у нас.. МАСЛЕНИЦА! Для детей с ограниченными возможностями здоровья организовали и провели развлечение в русских народных традициях:.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время мало изучен вопрос о том, как одним семьям удается сохранить стабильность, не смотря на тяготы ухода за ребенком с ограниченными.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Реабилитация и социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через раскрытия творческого потенциа «Творчество,- пишет В. В. Давыдов, - является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Специалисты.

Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 14:12
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Наулайнен (УИ 341158) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД