МААМ-картинки

Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Наулайнен
Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья как условие эффективного социально – личностного разви

тия[/b]

Что же такое досуг? В современных условиях этому понятию дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы.

Публикация «Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Это значит, что и проводить досуг человек будет так, как проводили родители и окружающие его взрослые.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:

- Отдых (активный и пассивный);

- Развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);

- Праздники (народные и фольклорные, государственно - гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);

- Самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т. д.);

- Творчество.

- Игра.

Досуговая деятельность детей дошкольного возраста - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т. е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:

- Ей свойственна целенаправленность и продуманность;

- Осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;

- Ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер, общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;

- Она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;

- Способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых, основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;

Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность.

Все выше сказанное относится не только к здоровым детям. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом.

В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его социокультурная досуговая деятельность:

Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие.

В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.

Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания.

Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах.

Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы пребывание детей с ОВЗ проходило комфортно.

В нашем детском саду проходят различные досуговые мероприятия, в которых принимают участие все воспитанники не зависимо от их уровня развития и физических возможностей. Большинство досуговых мероприятий стали традиционными, на некоторых из них я сейчас остановлюсь.

Большую роль в досуговой деятельности занимает театрализованная деятельность. В нашем детском саду ежегодно в ноябре проходит театрализованная неделя – «Сказка в гости к нам пришла.». В первый день «Театральной недели» проходит открытие, обязательно в этот день для наших детей показывается театральная постановка с участием профессиональных актеров Негосударственного авторского театра «Ad LIBERUM». Последующие дни на театральной неделе все возрастные группы, включая детей со сложной структурой нарушений, посещающие детских сад с сопровождением показывают друг другу театрализованные постановки. При этом важно, чтобы были учтены психические и физические особенности участников: театрализованная игра не должна ставить участников в затруднительное положение и вызывать у них неуверенность в своих силах. Дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. Дети с ОВЗ с удовольствием принимают участие в театрализованных постановках. Сказка учит «особого» ребенка продуктивно преодолевать страх, активизировать творческий потенциал.

На театральной неделе учителя – логопеды показывают ребятам кукольный спектакль В последний день театральной недели на закрытии педагоги детского сада представляют маленьким зрителям драматизацию сказки. Были представлены такие сказки, как «Дюймовочка», «Красная шапочка», «Царевна – лягушка», «Кошкин дом» и др.

Кроме этого, наши дети в рамках «Клуба выходного дня» вместе с родителями и педагогами посещают различные театры нашего города. А также в течение учебного года различные театральные коллективы посещают наш детский сад, где показывают ребятам различные постановки.

Традиционно в нашем детском саду проходят праздники народного календаря. В январе для детей проводятся «Колядки». На Праздник к ребятам приходят сказочные герои, которые предлагают погадать, поиграть в народные игры, исполнить песни и хороводы, и конечно, получают сладкие подарки.

В нашем учреждении празднование Масленицы стало хорошей и доброй традицией. Масленица - самый веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. Все дети знают про Масленицу, про блины, которые нужно есть, и про чучело, которое нужно сжигать. Но знать это одно, а увидеть, а еще лучше поучаствовать в этом - совсем другое дело.

В течение недели ребята узнают, как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот обычай. У нас все знают, что на Масленицу у каждого три дела: с горок кататься, блинами объедаться, и с зимушкой прощаться! Проведение Масленицы в детском саду - это отличный способ весело провести время с детьми и также рассказать им о культуре и традициях русского народа, привить любовь и уважение к своей истории. В пятницу на улице проходит «Прощание с Масленицей» со скоморохами и сказочными персонажами, хороводами, играми-забавами. Дети соревнуются в смелости и находчивости, силе и ловкости. Традиционно праздник заканчивается угощением вкусными и ароматными блинами.

В рамках «Клуба выходного дня» инструктор по физической культуре совместно с воспитателями организуют «Прощание с Масленицей» с участием детей и их родителей.

В мае в нашем детском саду проходит окружной фестиваль народной игры «Карельские игрища» для детей старшего дошкольного возраста. В мероприятии принимают участие воспитанники из детских садов микрорайона «Древлянка». Участники Фестиваля знакомят друг друга с народными играми, которые отражают культуру и традиции коренных народов Карелии.

12 ноября в ДОУ проходит традиционный праздник «Синичкин день». В этот день жители разных населенных пунктов готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях.

Воспитанники нашего детского сада тоже готовятся к встрече зимующих птиц. На праздник к ребятам прилетают гости - «синичка» и «сорока», которые проводят с ребятами игры, танцы, хороводы. В заключение праздника ребята украшают участки детского сада кормушками, выполненные своими руками совместно с родителями.

Традиционно в нашем детском саду в последнюю неделю сентября проходит «Неделя безопасности», в течение которой проходят различные досуговые мероприятия. Так, например, дети старшего дошкольного возраста посещают пожарную часть, где знакомятся с профессией пожарного и с условиями, созданные в пожарной части. Для ребят проходят развлечения по пожарной безопасности и правилах дорожного движения, а также викторины и КВН по тематике «Один дома».

Физкультурные досуги также проводятся в нашем детском саду. Традиционно в апреле проходит «Неделя здоровья», каждый день для ребят организуются физкультурно – оздоровительные мероприятия, такие как: игра «Форд боярд», «Путешествие в страну «Спортландию», День подвижных игр «Раз, два не зевай вместе поиграй», спортивный праздник с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья». Кроме этого проходят соревнования среди педагогов и родителей «Веселые старты».

Ежегодно в феврале проходит «Белая Олимпиада», в мае ребята являются участниками игры «Зарница», дети старшего дошкольного возраста принимают участие в «Осенней спартакиаде». На подобных мероприятиях дети проявляют ловкость, сноровку, быстроту. Наши воспитанники, не только сильные, смелые, но и дружные, веселые, умелые, готовые помочь своим друзьям справятся с любыми трудностями.

Таким образом, досуговая деятельность в детском саду позволяет детям с ограниченными возможностями реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, понять, что им доступно если не все, то почти все. Такие дети начинают лучше управлять своими эмоциями, становятся более успешными в коммуникативной деятельности, а родители отмечают стабилизацию самооценки детей и адекватную реакцию на различные ситуации общения.

Публикации по теме:

Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Термин "дети с ОВЗ" в дошкольных образовательных учреждениях появился совсем недавно. Это правовое понятие было введено принятым в 2012.

Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.

Фотоотчет «Масленичные гуляния» с детьми с ограниченными возможностями здоровьяФотоотчет «Масленичные гуляния» с детьми с ограниченными возможностями здоровья А у нас.. МАСЛЕНИЦА! Для детей с ограниченными возможностями здоровья организовали и провели развлечение в русских народных традициях:.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время мало изучен вопрос о том, как одним семьям удается сохранить стабильность, не смотря на тяготы ухода за ребенком с ограниченными.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Реабилитация и социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через раскрытия творческого потенциа «Творчество,- пишет В. В. Давыдов, - является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Специалисты.

Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 14:12
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Наулайнен в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД