Оксана Лучинина
Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных связях.
Родители здоровых детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям, а отношение в группе детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Необходима работа с родителями, направленная на повышение уровня компетентности по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ОУ.
Публикация «Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Коррекционно-развивающая среда в семье – это внутрисемейные условия, создаваемые родителями и обеспечивающие оптимальное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом особое внимание уделяется положительном влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и в образовательной организации общего профиля, а также и дома.
Внутрисемейная атмосфера рассматривается как
• коррекционная среда, которая своим гармоничным
• воздействием развивает ребенка, формирует в нем
• положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.
Нарушения личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья — результат взаимодействия биологического и социального факторов: дефект наследуемых от родителей характерологических черт, преломленных через дефект ребенка; дефект неблагоприятных условий воспитания, создаваемых психо - эмоционально травмированными родителями.
Работа с семьей - одно из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.
Система комплексной психологической помощи включает следующие направления работы :
• психологическое изучение,
• консультирование,
• психокоррекция.
Диагностическая и консультативная работа с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.
Основная цель диагностической и консультативной работы - выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ОВЗ и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
Задачи психологической диагностики и консультативной работы с семьями
• определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
• выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
• определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
• определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
• определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
• определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ УСЛОВИЙ, В КОТОРЫХ ВОСПИТЫВАЮТСЯ ДЕТИ с ОВЗ
Умственно отсталые дети
Характеристика состояния ребенка :
тотальное недоразвитие высших корковых функций, инертность психических процессов, тотальное недоразвитие познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения;
грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности;
несбалансированность в протекании процессов возбуждения и торможения;
недостаточность интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальный дефект умственно отсталых детей, рассматриваемый как ведущий, оказывает особое дестабилизирующее, угнетающее воздействие на психику их родителей: он является для родителей и близких умственно отсталых детей психотравмирующим фактором, так как данная аномалия, несмотря на имеющийся потенциал к развитию позитивной динамики, в целом исключает возможность полного выздоровления ребенка, его социально-трудовой адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме.
Интеллектуальный дефект является для родителей и близких умственно отсталых детей тяжелым и длительным психотравмирующим фактором.
Проблемы родителей детей с УО:
У самих родителей ребенка окружающие начинают «выискивать» отклонения от нормы и воспринимать их как психически больных лиц.
Ребенок воспринимается как близкими людьми, так и в обществе чаще негативно, с насмешкой, хотя в отдельных случаях такое отношение сопровождается избирательной жалостью или снисхождением.
Диагноз используется для негативных, унизительных, дискриминирующих характеристик детей и их близких («олигофрен», «дебил», что означает «дурак»). Эта ситуация не повторяется ни с какой другой категорией детей с отклонениями в развитии.
Несостоятельность умственно отсталых детей заставляет матерей опекать и контролировать их. С другой стороны, у матерей умственно отсталых детей часто проявляется усталость, раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать интересы ребенка в силу их примитивности.
Эмоциональное состояние матерей характеризуется депрессией, чувством вины, горя, стыда и страдания
В поведении родителей появляется ряд особенностей в отношении ребенка : неумение создавать ситуацию совместной деятельности, неэмоциональный характер сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, недостаточная потребность в общении с ребенком
Низкая социальная активность родителей умственно отсталых детей по сравнению с родителями других категорий детей с ОВЗ.
Родители избегают декларирования проблем ребенка, особенно связанных с его интеллектуальным дефектом.
Дети с детским церебральным параличом
Характеристика состояния ребенка :
сочетание триады расстройств: двигательных, психических и речевых, с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и сенсомоторной чувствительности.
Чрезмерная и постоянная опека приводит к психопатическому развитию личности больного ребенка, формирует в нем эгоцентрические установки, отрицательно сказывается на становлении чувств ответственности и долга.
Проблемы родителей детей с ДЦП
1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения,
вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями,
возникающими на пути к достижению цели или решению задачи;
2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.
Двигательные расстройства. Во-первых, они сопровождаются заметной неприглядностью: обезображенная фигура ребенка, гримасы, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация;
Обездвиженность или особые трудности при передвижении предполагают необходимость постоянной физической помощи больным детям, постоянного ухода за ними, что требует от самих родителей особых усилий;
Поиск, покупка и использование специальных транспортных средств приводят к повышенным материальным затратам родителей:
Нарушения коммуникации с ребенком при дизартрических расстройствах, особенно при анартрии, а также проблемы в познавательной сфере при умственной отсталости;
Родители снижают свою трудовую и социальную активность;
Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестком обращении.
Аутичные дети
Характеристика состояния ребенка
Нарушение эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер, проявляющиеся в отсутствии или значительном снижении потребности в контактах с окружающим миром;
Нарушение коммуникации, особенности речи (мутизм, речевые штампы, эхолалии, аутодиалоги, а также в факторах, сопровождающих речевое высказывание (несформированность мимики и жеста). Недостаточность структурных компонентов;
Коммуникативная сфера не сформированна;
отсутствует мотивация к общению;
Недостаточность навыков социально-бытовой ориентации;
Неразвитость сенсорной сферы и недостаточность развития предметной деятельности.
Нарушение понимания себя как «системы Я»
Проблемы родителей детей с аутизмом
Нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично;
социально-бытовая неприспособленность и нарушение социальной адаптации. Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка в адекватном контакте (прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать);
Холодность и безразличие аутичных детей даже к близким часто сочетаются с повышенной ранимостью и эмоциональной хрупкостью. Дети пугаются резких звуков, громкого голоса, малейших замечаний в свой адрес, что особо затрудняет взаимодействие близких с ребенком и требует постоянного создания специальных условий для его жизнедеятельности.
Отсутствие специально созданных для аутичных детей образовательных учреждений. Причина отсутствия учреждений такого вида в нашей стране - неразработанность нормативно-правовой базы, обеспечивающей обучение этой категории детей в специальных условиях.
Дети с задержкой психического развития с выраженными психопатоподобными расстройствами поведения
Характеристика состояния ребенка
Более благоприятные прогнозы на будущее, чем дети других категорий;
Бессмысленное упрямство, немотивированная грубость, злобность и агрессивность, постоянное желание быть в центре внимания, ярко выраженный эгоизм;
Патологическое развитие личности, проявляющееся в постоянных конфликтах, социальной неадекватности и социально неприемлемых формах поведения ;
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
Трудности коммуникативного контакта,
Высокая возбудимость
Не усвоение программного материала, личностная незрелость, патология поведения и соматической сферы, трудности коммуникативного характера.
Проблемы родителей детей с задержкой психического развития с выраженными психопатоподобными расстройствами поведения
проблемы социального характера: свидетельствуют о наличии тенденции к аномальному развитию личности по типу психической неустойчивости вследствие родительских отношений и внутрисемейной атмосферы, которые играют основную роль;
искажение коммуникативного взаимодействия с социальным окружением, в первую очередь - с самими родителями;
различные формы нарушения детского поведения: бессмысленное упрямство, немотивированная грубость, злобность и агрессивность, постоянное желание быть в центре внимания, ярко выраженный эгоизм;
проблемы, связанные с усвоением программного материала, личностная незрелость, патология поведения и соматической сферы, трудности коммуникативного характера, высокая возбудимость и гиперактивность детей.
Личностные особенности детей с отклонениями в развитии
и характер детско-родительских отношений
Общие черты личностного развития детей и их отношений с родителями.
1. Все дети, включая в первую очередь и детей с отклонениями в развитии, испытывают потребность в постоянных эмоционально-положительных контактах с родителями, их тепле и близости.
2. В случае недостаточности или неадекватности родительско-детского общения имеет место феномен «переориентации» чувств детей к тем лицам, которые находятся в этот момент или длительно рядом с ними (контакты с родителями замещаются на контакты с другими субъектами). Отсутствие родительского тепла изменяет личностную сферу ребенка, формируя вместо позитивно устойчивых черт характера, необходимых для успешной адаптации в социуме, неадекватные личностные характеристики.
Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с отклонениями в развитии и не демонстрируют стремления к их обретению. Многие из родителей ориентируются в этом вопросе на традиции семьи и игнорируют возможность получения педагогических знаний через специалистов.
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
и социальных контактов
В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с социумом искажаются. Деформации проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях.
Психологический уровень
Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия.
Стресс оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Под жизненным укладом понимается:
- сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений;
- система отношений членов семьи с окружающим социумом;
-особенности миропонимания и ценностных ориентации каждого из родителей больного ребенка.
Осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это может быть обусловлено многими причинами, среди которых:
-личностные особенности самих родителей, их способность или неспособность принять больного ребенка;
-наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности;
-отсутствие положительно-поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка.
Социальный уровень
После рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах:
Сужается круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страх, стыд);
Происходит деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после рождения ребенка с отклонениями в развитии, является развод. Часть семей не выдерживают такого испытания и распадаются, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка с отклонениями в развитии;
появляется страх перед рождением еще одного аномального ребенка, некоторые семьи отказываются от рождения других детей;
Изменяется отношение прародителей к внуку и его матери: вначале оно определяться чувством жалости. Однако с возрастом силы слабеют, и бабушки и дедушки постепенно отстраняются от такой семьи;
Уход женщины с работы лишает ее заработка, изменяется ее социальный статус и ставит ее в зависимое положение от супруга или родителей. Таким образом, в лице матери больного ребенка в связи с невозможностью для нее продолжать работу по избранной до рождения ребенка специальности общество теряет квалифицированного специалиста.
В последние годы выявляется особенность, характеризующая социальную позицию значительной части родителей в отношении воспитания, развития и преодоления проблем больного ребенка. Эту позицию можно назвать иждивенческой или безынициативной. Родители больного ребенка считают, что их ребенком должны заниматься сотрудники учреждения, в котором он воспитывается, обучается или продолжительно лечится и живет.
Соматический уровень
Стресс, возникший в результате появления в семье ребенка с отклонениями в развитии может сыграть роль пускового механизма соматических заболеваний у его родителей. Т. е. заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и соматогенным для организма и психики родителей (особенно часто это проявляется у матерей) : колебание артериального давления, бессонница, частые и сильные головные боли, нарушение терморегуляции. Чем старше становится ребенок (т. е. чем длительнее психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья. Возникают расстройства менструального цикла и ранний климакс; частые простуды и аллергия; сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания; выраженное или тотальное поседение; проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом, гастриты, язвы. Матери больных детей часто жалуются на общую усталость, отсутствие сил, а также отмечают состояние депрессии и тоски.
Первостепенную роль в ухудшении соматического состояния родителей играет не огромная физическая нагрузка, а психологический фактор и ничем не измеримая тяжесть переживаемых ими чувств.
Модели воспитания в семьях детей с отклонениями в развитии.
Гиперопека.
Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сделать сам. Ребенка находится в «тепличных» условиях: он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания. Жалея ребенка и стремясь оказать ему помощь, родители сами ограничивают возможности его развития.
Противоречивое воспитание.
Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками «жесткого» воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать слишком «мягкую» позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватная оценка своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности
ведет к возникновению у ребенка хронического перенапряжения. Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которыми ребенку с отклонениями в развитии, в силу имеющихся нарушений, трудно справиться. У ребенка возникает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда не дотягивает до оптимального результата, поэтому постоянно неуспешен. Его часто ругают, и он чувствует себя виноватым, что формирует у него заниженную самооценку.
Авторитарная гиперсоциализация.
К этому типу воспитания чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокие социальные установки. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные и другие навыки. Родители, использующие такой тип воспитания, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.
Воспитание в «культе» болезни.
Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к «больному». При таком характере взаимоотношений ребенку свойственны мнительность, страх перед любым недугом (ребенок никогда не ест мороженого, так как боится простудиться; не играет со сверстниками во дворе в «классики», так как боится сломать при прыжках ногу, и т. п.). Ребенок относится к себе, как к «больному», поэтому у него формируется представление о себе, как о слабом, не способном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.
Симбиотический тип воспитания
развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка. Чаще подобный воспитательный подход встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи - атмосферу абсолютной любви к ребенку. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности не только собственной личности, но и личностного развития ребенка. В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви.
Основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии
Особенности консультирования родителей и других близких ребенка с отклонениями в развитии
Особенности консультирования отцов - должно быть направлено:
• на поддержку и развитие у отца ребенка потребности к сохранению семьи или, если развод неизбежен, на формирование ответственности за содержание и материальное обеспечение ребенка и его матери;
• щадящее отношение к переживаниям отцов относительно будущего больного ребенка, снижение уровня травмиро-ванности по поводу психической и физической «дефектности» ребенка;
• развитие стремления к оказанию помощи матери ребенка, пониманию ее трудностей, к оказанию ей психологической поддержки;
• привлечение отца к общению с ребенком (воскресные прогулки, возложение ответственности за физическое развитие ребенка, совместный отдых, семейные праздники и др.).
Особенности консультирования матерей – должно быть направлено:
• формирование продуктивных форм взаимоотношений с ребенком в семье и в социуме;
• коррекция позиции матери, исключающей наличие проблем у ее ребенка («Мой ребенок - такой как все, у него нет проблем. Вот подрастет, и все само собой пройдет»);
• коррекция позиции матери, направленной на гиперболизацию проблем ребенка, бесперспективность его развития («Из него никогда ничего не получится!»);
• коррекция позиции матери, минимизирующей проблемы ребенка, ожидающей чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым.