Алла Романова
Формирование самооценки ребенка с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование самооценки ребенка с ограниченными возможностями в образовательном учреждении"
В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья остается актуальной, так как количество таких детей растет. Особую важность приобретает проблема самооценки: понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Психологическая особенность детей с ОВЗ – это наличие у них заниженной самооценки. Неправильная самооценка может привести к большим личностным и коммуникационным нарушениям. Поэтому одним из направлений работы психолога является повышение самооценки ребенка с ОВЗ, изменение его самосознания.
Публикация «Формирование самооценки ребенка с ограниченными возможностями» размещена в разделах
Я, как педагог-психолог, стала целенаправленно ею заниматься. В итоге у меня накопился материал, который мог быть полезен коллегам педагогам-психологам в их профессиональной деятельности.
Итак, что же такое самооценка и из чего она складывается? Самооценка человека – это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе. Это так называемая база, фундамент, основа личности. И складывается она из образа собственного «Я». Формирование этого «Я» начинается с рождения и зависит от отношения к ребенку сначала родителей, потом окружающих людей. Созревая постепенно, ребенок начинает задумываться: «Какой Я», «Кто Я»? И в первую очередь его мнение о себе, его самооценка, складывается из совокупности мнений о нем окружающих людей, о его внешности, состоянии здоровья, способностях, недостатках, характере.
К сожалению, проблемы с самооценкой у детей с ОВЗ сегодня не редкость. Авторитарность воспитания со стороны родителей и педагогов становится главной причиной пониженной самооценки детей, что ведет к появлению неуверенных в себе людей. Давно известно, как разрушительно действует на любого человека внушение ему низкой самооценки. Часто дети с ОВЗ чувствуют, что они не такие как все. Самооценка у таких детей чаще понижена, чем наоборот. Создание специального социокультурного пространства в образовательном учреждении способствует формированию положительной самооценки детей с ОВЗ. Главная цель работы по формированию положительной самооценки – дать возможность ребенку испытать позитивные ощущения при взаимодействии с окружающими его людьми, создать условия для проживания опыта успешной деятельности.
Работа по формированию положительной самооценки велась мной по двум направлениям:
1. Психопросветительская и консультативная работа с родителями (мотивация на изменение стиля общения с ребенком в семье).
2. Коррекционно-развивающая работа с ребенком.
Создание психологического пространства для родителей (мотивация на изменение стиля общения с ребенком в семье):
1. Оформление просветительского материала по повышению самооценки детей с конкретными рекомендациями для родителей.
2. Создание детской фотогалереи «Я очень хороший».
3. Оформление фотоальбомов о детях «Все обо мне», «Я очень хороший».
Блок просветительского материала для родителей по повышению самооценки детей был оформлен в отдельных папках, доступных для чтения родителями. Там были отражены конкретные рекомендации по повышению самооценки ребенка, а также игры на взаимодействие родителя и ребенка.
Фотогалерея и фотоальбомы. Идея использования фотографий с целью визуализации успешности детей родилась мной после ознакомления с чудесной книгой Копытиной А. И. «Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике» (Когито-центр, М, 2006г.). При оформлении фотогалереи «Я очень хороший» и оформлении фотоальбомов «Все обо мне», «Я очень хороший» были размещены фотографии детей по двум направлениям. Первое направление фотографий – «Покажи миру, какой ты через движение», второе направление – «Успех на занятиях».
Эти формы работы вызывали радостный отклик у детей, способствовали проживанию позитивных эмоций, позитивного оценивания их окружающими, а также обеспечивали эмоционально позитивное сближение родителей и детей.
Создание психологического пространства для детей с целью повышения самооценки на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога. Для этого использовались разные методы и приемы работы. Это:
1.Телесно-ориентированные упражнения на развитие внутренних ресурсов ребенка. Ребенку предлагаются телесные упражнения, которые предоставляют ребенку опыт телесной работы и дают возможность начать работу с ресурсами на уровне тела. Эти упражнения позволяют исследовать и развивать ощущение опоры, устойчивости и укорененности в ногах.
Использовались такие упражнения, как «Устойчивые ножки», «Выведи из равновесия», «Дуб и ураган», «Кораблик».
2. Арт-терапевтические задания на осознание своего «Я». Полезны упражнения: рисунок «Мое имя», «Портрет хороших качеств», «Ладошка хороших качеств», «Т-образные рубашки», «Мои любимые игрушки», «То, что я люблю есть», «То, что я люблю делать», «Мое любимое путешествие»; коллаж «Я и мир вокруг меня»; лепка «Качество, которое нравится в самом себе».
3.Видео, повышающее самооценку. Ребенка просят сказать что-нибудь приятное о самом себе перед видеокамерой. Просмотр с ребенком полученного материала.
4.Описание счастливых случаев из жизни. Ребенка просят вспомнить и рассказать какой-нибудь счастливый случай из своей жизни. Записывают его, затем читают ребенку.
5.Заполнение анкеты про себя.
6.Оформление папки успешности «Все обо мне». Папка является папкой самоутверждения. Туда в течение года вкладываются работы, которые дети выполняли в процессе занятий с педагогом-психологом и которые способствовали проживанию приятных ощущений. Отдельно оформляется обложка.
Таким образом, формирование педагогом-психологом положительной самооценки ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении обеспечивается двумя направлениями работы – просветительской работой с родителями и коррекционно-развивающей работой с самим ребенком. Используются разные методы и приемы работы (фототерапия, арт-терапия, телесно-ориентированные техники, создание видеоматериалов, повышающих самооценку, позитивные рассказы ребенка о своей жизни, оформление папки успешности, которые и создают такое социокультурное пространство, которое обеспечивает проживание уверенности ребенка в своих силах, а следовательно, способствует развитию его здоровой адекватной самооценки.
Педагог-психолог Романова А. Ф.
Литература:
1. Сантагостино Паола. Как воспитать уверенного в себе ребенка. Москва – Сант-Петербург, Диля, 2005.
2. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. М, Прометей, Книголюб, 2003.
3. Прутцманн Присцилла. Дружный класс как маленькая планета. Санкт-петербург, Светлячок, 1998.
4. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М, Академия, 2003.
5. Копытина А. И. Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике. М, Когнито-центр, 2006.
6. Вайолета Оклендера «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии»