Папки-передвижки

Воспитание этических и эмоциональных ценностей природной среды в процессе продуктивной деятельности у детей с ЗПР

Татьяна Митришкина
Воспитание этических и эмоциональных ценностей природной среды в процессе продуктивной деятельности у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание этических и эмоциональных ценностей природной среды в процессе продуктивной деятельности у детей с задержкой психического развития

Структурное подразделение ГБО ООШ №18

«Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

г. Новокуйбышевск

Воспитатель : Митришкина Татьяна Павловна

Публикация «Воспитание этических и эмоциональных ценностей природной среды в процессе продуктивной деятельности у детей с ЗПР» размещена в разделах

В соответствии с концепцией экологизации образования и просвещения Самарской области важнейшей составляющей процесса формирования экологической культуры является понимание этической ценности природной среды. Этика включает систему норм нравственного поведения по отношению к окружающему миру, друг другу, к природе. Задача педагога использовать средства природы для нравственного воспитания ребенка, обучение жить в гармонии с окружающей природой, людьми, с собой. В настоящее время специалисты все чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с выраженной агрессивностью, преобладанием отрицательных негативных эмоций, низким уровнем коммуникативного развития. Поэтому очень важно заложить в этом возрасте основу человеческих проявлений, способность к сопереживанию, умение проявлять жалость ко всему живому, способность ощущать чужую боль, испытывать радость от общения с природой, от возможности проявить заботу и доброту. Для решения задач нравственного воспитания я обратилась к средствам природы. Человек является частью природы, его развитие и становление может происходить только в неразрывной связи с природой.

Природная среда обладает этической ценностью. Я хотела бы остановиться на этических принципах в экологическом мировоззрении, которые мы формируем у детей :

1. Все мы являемся частью природы.

2. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.

3. Каждое живое существо имеет право на жизнь, независимо от степени полезности для человека.

4. Роль человека заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.

5. Земля без человека может существовать, а мы без неё нет.

6. Чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на её познание.

Мы раскрываем эти принципы через различные формы работы: на занятиях познавательного цикла во время наблюдений за живыми объектами, на экскурсиях, обучением детей уходу за растениями и животными, в экспериментальной деятельности.

В своем выступлении я хочу поделиться опытом решения задач нравственного воспитания дошкольников в процессе продуктивной деятельности детей, основываясь на этической ценности природной среды. Особенность работы заключаются в том, что я занимаюсь с дошкольниками с задержкой психического развития. У этих детей отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы, социальных эмоций. Дети слабо ориентируются в отношениях с окружающими, не знают правила поведения в природе : рвут цветы на участке, ломают ветки деревьев, истребляют насекомых, не воспринимают животных и растения как живые организмы.

Я использую разнообразные методы формирования этических принципов : словесные, игровые, наглядные.

Для формирования этических принципов использую игры, например, «Мир кролика и мир муравья», «Сороконожка», «Экологическая этика» и др.

Во время прогулок напоминаю детям, что рвать цветы не нужно: они быстро завянут, а в природе они долго ещё будут цвести и радовать всех. Перед собой ставлю задачу показать детям, что в природе всё взаимосвязано : нет ни вредных, ни полезных организмов. Таковыми они считаются только по отношению к человеку. Уничтожая один живой организм, мы разрушаем остальные элементы природы. Гармоничная и целесообразная взаимосвязь между организмами в природе является примером для человека. Люди должны общаться между собой так же, как и элементы в природе, не допуская неоправданной жестокости и понимать самоценность каждого организма.

Намечая занятия по изобразительной деятельности, продумываю тему таким образом, чтобы дети, выполняя занятия, могли отразить в рисунке своё отношение к природе. Дети охотно занимаются при условии постепенного и целенаправленного обогащения их впечатлений, уточнении представлений о предметах, усовершенствования способов их изображения. На занятии создаю ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческие потенции ребёнка, его наблюдательность, фантазии, воображение. Видимые детьми деревья, цветы, птицы, звери, букашки наделяются образными характеристиками. Они, как и люди, бывают разные: большие и маленькие, толстые и худые, они «печалятся и радуются», разговаривая на своём языке. Однако не каждый ребёнок понимает живущих с ним «соседей»- представителей флоры и фауны. Только внимательное, заботливое и неравнодушное отношение к судьбе зависимой от людей природной среды обеспечивает между соседями взаимопонимание и гармоническое существование. Если в начале года в рисунках дети не показывали своё отношение к нарисованному, то в конце года они передавали настроение животного или насекомого (грустит, радуется, смеется, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости детей.

Задачи по формированию представлений об этической ценности окружающей среды я решаю на занятиях лепки из солёного теста в студии «Лепные чудеса». Все занятия в студии были направлены:

- во-первых, на обучение детей разнообразным приемам модульной и конструктивной лепки, использование нетрадиционных подручных материалов (расчески, формочки, стержни, зубочистки) для создания художественного образа;

- во-вторых, на формирование эстетического восприятия природы, понимание её красоты и гармонии, умении беречь и охранять её;

- в третьих, развитие этических представлений, эмоциональной отзывчивости, умения строить доброжелательные отношения с окружающими людьми и природой.

Каждое занятие в студии включает в себя дополнительные сведения о природных объектах. Я знакомлю детей с особенностями данного объекта. загадываю загадки, читаю художественную литературу. Создавая поделку, ребенок получает представление о строении природных объектов. Во время занятий я стараюсь показать свое отношение к работе ребенка, проявляю искреннюю заинтересованность, создаю атмосферу доброжелательности. Оцениваю успехи ребенка не в сравнении с другими, а сопоставляю его нынешние успехи с прошлыми, чтобы ребенок мог увидеть, что он не стоит на месте, а постепенно совершенствует свои навыки.

На первых занятиях дети выполняли простые поделки из соленого теста: способом штамповки вырезали из теста цветы, деревья, животных. Затем лепили объемные фигурки, используя каркас из фольги. У детей развивалась способность придумывать интересные дополнения к собственным изображениям. К концу года дети способны были решать разные изобразительные задачи: создавать предметные и сюжетные работы: «колокольчик», «в лесу», «заяц и колобок» и др.

Результаты педагогической диагностики по разделу «Формирование у детей экологической культуры» показали, что в начале года всего двое детей (12,6%) имели средний уровень развития. А у 14 детей (87,4%) был низкий уровень. Дети не знали правил поведения в природе. К концу года выявлена положительная динамика: средний уровень показали 14 детей (87,4%, а низкий – два ребенка (12,6%).

У детей исчезла вербальная агрессия, улучшились отношения между собой, практически прекратились ссоры. Они усвоили правила поведения в природе : нельзя уничтожать растения, ломать деревья и кустарники. Надо проявлять заботу, доброту и любовь к животным и растениям.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с родным городом Растить гражданина-патриота нужно начинать с дошкольного возраста, Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат.

Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности воспитанников Выступление на семинаре по теме: «Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности воспитанников» Воспитатель национальной.

Духовно — нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника (выступление на городском методическом объединении) Основы.

Формирование нравственных ценностей у детей через взаимодействие ДОУ и семьи посредством театрализованной деятельности БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Хименко Светлана Викторовна – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка.

Инновационный опыт работы «Эмоциональное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности» «Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Опыт работы Слугиной Ольги Ивановны.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей в процессе наблюдения и исследовательской деятельности» Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.

Применение метода обследования в продуктивной изобразительной деятельности детей в ДОУ Продуктивная деятельность- это деятельность ребенка организуемая с целью получения продукта (аппликации, постройки, рисунка). Рассмотрим.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности Умственное воспитание ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со сверстниками, взрослыми, так и в процессе ООД. Наша.

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Железниченко С. С. Педагог дополнительного образования.

Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с лекарственными растениями Без природы в мире людям Даже дня прожить нельзя Так давайте к ней мы будем Относиться как друзья. Л. Парукова В настоящее время, как никогда,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание этических и эмоциональных ценностей природной среды в процессе продуктивной деятельности у детей с ЗПР
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 09:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание этических и эмоциональных ценностей природной среды в процессе продуктивной деятельности у детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Митришкина (УИ 115264) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД