Татьяна Митришкина
Воспитание этических и эмоциональных ценностей природной среды в процессе продуктивной деятельности у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание этических и эмоциональных ценностей природной среды в процессе продуктивной деятельности у детей с задержкой психического развития
Структурное подразделение ГБО ООШ №18
«Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
г. Новокуйбышевск
Воспитатель : Митришкина Татьяна Павловна
Публикация «Воспитание этических и эмоциональных ценностей природной среды в процессе продуктивной деятельности у детей с ЗПР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В соответствии с концепцией экологизации образования и просвещения Самарской области важнейшей составляющей процесса формирования экологической культуры является понимание этической ценности природной среды. Этика включает систему норм нравственного поведения по отношению к окружающему миру, друг другу, к природе. Задача педагога использовать средства природы для нравственного воспитания ребенка, обучение жить в гармонии с окружающей природой, людьми, с собой. В настоящее время специалисты все чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с выраженной агрессивностью, преобладанием отрицательных негативных эмоций, низким уровнем коммуникативного развития. Поэтому очень важно заложить в этом возрасте основу человеческих проявлений, способность к сопереживанию, умение проявлять жалость ко всему живому, способность ощущать чужую боль, испытывать радость от общения с природой, от возможности проявить заботу и доброту. Для решения задач нравственного воспитания я обратилась к средствам природы. Человек является частью природы, его развитие и становление может происходить только в неразрывной связи с природой.
Природная среда обладает этической ценностью. Я хотела бы остановиться на этических принципах в экологическом мировоззрении, которые мы формируем у детей :
1. Все мы являемся частью природы.
2. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.
3. Каждое живое существо имеет право на жизнь, независимо от степени полезности для человека.
4. Роль человека заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.
5. Земля без человека может существовать, а мы без неё нет.
6. Чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на её познание.
Мы раскрываем эти принципы через различные формы работы: на занятиях познавательного цикла во время наблюдений за живыми объектами, на экскурсиях, обучением детей уходу за растениями и животными, в экспериментальной деятельности.
В своем выступлении я хочу поделиться опытом решения задач нравственного воспитания дошкольников в процессе продуктивной деятельности детей, основываясь на этической ценности природной среды. Особенность работы заключаются в том, что я занимаюсь с дошкольниками с задержкой психического развития. У этих детей отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы, социальных эмоций. Дети слабо ориентируются в отношениях с окружающими, не знают правила поведения в природе : рвут цветы на участке, ломают ветки деревьев, истребляют насекомых, не воспринимают животных и растения как живые организмы.
Я использую разнообразные методы формирования этических принципов : словесные, игровые, наглядные.
Для формирования этических принципов использую игры, например, «Мир кролика и мир муравья», «Сороконожка», «Экологическая этика» и др.
Во время прогулок напоминаю детям, что рвать цветы не нужно: они быстро завянут, а в природе они долго ещё будут цвести и радовать всех. Перед собой ставлю задачу показать детям, что в природе всё взаимосвязано : нет ни вредных, ни полезных организмов. Таковыми они считаются только по отношению к человеку. Уничтожая один живой организм, мы разрушаем остальные элементы природы. Гармоничная и целесообразная взаимосвязь между организмами в природе является примером для человека. Люди должны общаться между собой так же, как и элементы в природе, не допуская неоправданной жестокости и понимать самоценность каждого организма.
Намечая занятия по изобразительной деятельности, продумываю тему таким образом, чтобы дети, выполняя занятия, могли отразить в рисунке своё отношение к природе. Дети охотно занимаются при условии постепенного и целенаправленного обогащения их впечатлений, уточнении представлений о предметах, усовершенствования способов их изображения. На занятии создаю ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческие потенции ребёнка, его наблюдательность, фантазии, воображение. Видимые детьми деревья, цветы, птицы, звери, букашки наделяются образными характеристиками. Они, как и люди, бывают разные: большие и маленькие, толстые и худые, они «печалятся и радуются», разговаривая на своём языке. Однако не каждый ребёнок понимает живущих с ним «соседей»- представителей флоры и фауны. Только внимательное, заботливое и неравнодушное отношение к судьбе зависимой от людей природной среды обеспечивает между соседями взаимопонимание и гармоническое существование. Если в начале года в рисунках дети не показывали своё отношение к нарисованному, то в конце года они передавали настроение животного или насекомого (грустит, радуется, смеется, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости детей.
Задачи по формированию представлений об этической ценности окружающей среды я решаю на занятиях лепки из солёного теста в студии «Лепные чудеса». Все занятия в студии были направлены:
- во-первых, на обучение детей разнообразным приемам модульной и конструктивной лепки, использование нетрадиционных подручных материалов (расчески, формочки, стержни, зубочистки) для создания художественного образа;
- во-вторых, на формирование эстетического восприятия природы, понимание её красоты и гармонии, умении беречь и охранять её;
- в третьих, развитие этических представлений, эмоциональной отзывчивости, умения строить доброжелательные отношения с окружающими людьми и природой.
Каждое занятие в студии включает в себя дополнительные сведения о природных объектах. Я знакомлю детей с особенностями данного объекта. загадываю загадки, читаю художественную литературу. Создавая поделку, ребенок получает представление о строении природных объектов. Во время занятий я стараюсь показать свое отношение к работе ребенка, проявляю искреннюю заинтересованность, создаю атмосферу доброжелательности. Оцениваю успехи ребенка не в сравнении с другими, а сопоставляю его нынешние успехи с прошлыми, чтобы ребенок мог увидеть, что он не стоит на месте, а постепенно совершенствует свои навыки.
На первых занятиях дети выполняли простые поделки из соленого теста: способом штамповки вырезали из теста цветы, деревья, животных. Затем лепили объемные фигурки, используя каркас из фольги. У детей развивалась способность придумывать интересные дополнения к собственным изображениям. К концу года дети способны были решать разные изобразительные задачи: создавать предметные и сюжетные работы: «колокольчик», «в лесу», «заяц и колобок» и др.
Результаты педагогической диагностики по разделу «Формирование у детей экологической культуры» показали, что в начале года всего двое детей (12,6%) имели средний уровень развития. А у 14 детей (87,4%) был низкий уровень. Дети не знали правил поведения в природе. К концу года выявлена положительная динамика: средний уровень показали 14 детей (87,4%, а низкий – два ребенка (12,6%).
У детей исчезла вербальная агрессия, улучшились отношения между собой, практически прекратились ссоры. Они усвоили правила поведения в природе : нельзя уничтожать растения, ломать деревья и кустарники. Надо проявлять заботу, доброту и любовь к животным и растениям.