Светлана Бадмаева
Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на семинаре
по теме:
«Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности воспитанников»
Воспитатель национальной группы №10 Бадмаевой Светланы Босаевны
Антона Семеновича Макаренко «Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».
Публикация «Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности воспитанников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда, относились к работе с любовью, умели видеть в ней радость. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Труд развивает человека физически.
Актуальность: в последнее время общество уделяет много времени обучению детей, а не воспитанию. Многие стороны воспитательного процесса остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально сегодня. Это приводит к тому, что вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, проявляющими слабость в определенных ситуациях.
Слайд 2
Цель – правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей :
-ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
-обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
-воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
-воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Слайд 3
Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд. [3]
Слайд 4
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Слайд 5
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Слайд 6
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Слайд 7
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
Слайд 8
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Слайд 9
Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Слайд 10
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
Слайд 11
Считаю, что трудовое воспитание в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Для того, чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся и как они решаются в детском саду. В работе с родителями использую разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, мастер-классы, выставки, экологические акции, субботники.
Слайд 12
Спасибо за внимание!