Татьяна Малышева
Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с лекарственными растениями
▼ Скачать + Заказать документы
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя
Так давайте к ней мы будем
Относиться как друзья.
Л. Парукова
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти.
Публикация «Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с лекарственными растениями» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как говорил В. А. Сухомлинский «войти в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю [2, с. 28].
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа – философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех [3, с. 17].
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
– образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
– воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
– развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости).
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть внимательными.
Сегодня, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Природа открывает в людях лучшие качества. Человек и природа должны быть взаимосвязаны, человек должен заботиться о природе, беречь ее.
Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит вдумчиво относиться к природе. Необходимо открывать ребенку мир природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к источникам мышления и речи, к чудесной красоте окружающей нас природы. Каждое знакомство с ней – урок развитие детского ума, творчества, эстетического наслаждения чувств. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимание детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления [1, с. 12 – 13].
Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость предметов и явлений природы, т. е. элементарно учится объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как доступность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать, делать первые шаги в экспериментировании. Процесс познания природы во всем его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон. Природа предоставляет возможность для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :
– воспитание гуманного отношения к природе;
– формирование системы экологического знания и представлений;
– развитие эстетических чувств, умение видеть и чувствовать красоту родной природы;
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями [2, с. 28].
Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы мои воспитанники и в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них. Потому ежедневно в прогулку детей я включаю разнообразные трудовые действия в природе. С любовью к родной природе начинается любовь к Родине.
Интерес к лекарственным растениям проявляю, ставя проблемную ситуа-цию. Заболел лисёнок, что делать? Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливают. Так и человек стал искать помощь у разных растений. Наши предки знали свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травами, бальзамами и настоями из трав. Дети предлагают вылечить лисенка с помощью лекарственных трав. Путешествуя в мир лекарственных растений к детям с просьбой обращается Колобок, он просит назвать растения, которые он нашёл и рассказать о них. При посадке лука к детям приходит Чипполино и просит детей найти для него друзей.
Часто в гости к детям приходит Айболит, который лечит зверей лекарственными растениями.
Одним из эффективных средств обучения являются дидактические игры. При использовании дидактических игр надо опираться на имеющиеся у детей знания, полученные путем непосредственного восприятия, дидактические игры должны быть трудные и в то же время доступные детям [3, с. 88].
Например, я часто провожу игры: «Найди цветы по описанию», «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Детки на ветке», «Назови и запомни», «Четыре времени года», «Растения», «Растения Саранска», «Лекарственные растения», «Собери цветок», «Подбери листок» и т. д. Дидактические игры объединяют детей.
Так же ведется постоянная работа по обновлению уголка для родителей. Для родителей изготовлены консультации «Зеленая аптека», «Не причини вреда природе», «Лекарственные растения Саранска» и т. д. С детьми часто выезжаем на экскурсии, где собираем природный материал для занятий, растения для гербария.
Опыт работы показывает, что воспитание положительного отношения к растительному миру должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и всё что происходит вокруг. Привлекая детей к тесному общению с природой к познанию мира растений и животных, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь, сохраняя любовь к своему родному краю.
Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность [3, с. 27].
Многие вопросы охраны природы, глобальные экологические проблемы обращают на себя внимание все большего количества людей. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. Развитие экологической культуры младших школьников характеризуется несколькими противоречиями. Но при целенаправленном педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности.
Экологическое воспитание осуществляется через разные виды деятельно-сти: Общественно полезный труд, туристко-краеведческая деятельность, посещение различных кружков и секций, внеурочная работа и конечно – экологическое образование. Но экологическое воспитание не может существовать само по себе. Оно должно находиться в тесной взаимосвязи с экономическим, эстетическим, нравственным, правовым и другими воспитаниями. Только в результате такой взаимосвязи и предъявлении единых педагогических требований можно воспитать экологически развитую личность.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Список литературы:
1. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа : дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 12 – 13
2. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] / М. М. Марковская : кн. для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2013. – 144 с.
3. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа [Текст] / Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 329 с.