Cветлана Сергеева
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей в процессе наблюдения и исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей. (слайд)
Публикация «Консультация для воспитателей „Экологическое воспитание детей в процессе наблюдения и исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль. (слайд)
Каковы формы и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС.
• Наблюдения в природе.
• Экологические игры.
• Экскурсии.
• Экологические занятия.
• Интегрированные занятия (изо и экология, экология и музыка).
• Рассматривание репродукций картин, иллюстраций.
• Лаборатория юного эколога (проведение опытов, рассматривание коллекций).
• НОД в уголке природы.
• Прогулки на участке детского сада и за его пределами.
• Экологические выставки.
• Экологические акции.
• Беседы.
• Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг.
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В детском саду мы ребят знакомим с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. (слайд)
есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.
• Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
• В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
• Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
• Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
• Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться.
На основе приобретенных знаний у детей формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому неслучайно перед нами, педагогами, встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Я расскажу о наблюдениях и исследовательской деятельности детей, опираясь на проект «Будь природе другом!», который проводила в марте.
Основная цель моей педагогической идеи - развивать у детей любознательность, через самостоятельно проведенные действия, делать выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт.
Проект начала с уроков доброты на такие темы: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Что такое красота?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что рассказала тебе природа?».
Отметила, что во время Уроков доброты у детей развивается интерес к природе; формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней.
Экологические игры
экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений.
Проводила игры-путешествия, в которых дети с помощью диапроектора попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.
В работе с дошкольниками большое значение имеют такие экологические игры : «Кто где живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «Живое – неживое»; «Птицы – рыбы – звери» (на классификацию заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др. (слайд с играми по экологии)
Мной были проведены экологические познавательные занятия: (слайд о занятии)
«Земля – наш общий дом» (слайд). Ребята узнали о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужен чистый воздух, чистая земля (слайд о воздухе, символы природы,
На экскурсии в березовую рощу ребята узнали, для чего дереву нужна кора. В процессе наблюдения и поисково-познавательной деятельности, определили, что у молодых саженцев и взрослых деревьев кора разная; узнали, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки. (слайд о экскурсии в березовую рощу).
Цель экологических экскурсий – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить детей наблюдать, «читать» книгу природы.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.
Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. (слайд о коре)
Очень ребятам понравились опыты – эксперименты с водой и снегом. Дети определяли, есть ли у воды форма, вкус, запах, цвет. Как меняется состояние снега в комнатных условиях.
Через наблюдения, опыты, эксперименты дети делают самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения. (слайды опытов с водой).
Исследовательская деятельность помогает ребёнку воспринять и усвоить знания через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность. (слайды со снегом).
Мы с детьми проводим огромную исследовательскую работу не только во время проведения проекта, но и в течение всего года. Так, нами была изготовлена стенгазета «Мои домашние любимцы» (слайд стенгазеты). Дети с удовольствием принесли фото своих питомцев и рассказали об их повадках.
Провели с детьми природоохранную акцию «Капелька воды» Цель акции: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь. (слайд)
Зимой мы с детьми сажали лук (слайд о посадке лука). Дети получили представление о строении луковицы, об условиях, необходимых для её роста (света, тепла, влаги почвы).
Наблюдения в природе проводили осенью (слайды о ёжике, игры с листьями).
Наблюдения на экскурсии дают богатую почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность.
Очень нравится детям наш кружок «Песочные чудеса». Через игры и опыты дети учатся определять физические свойства песка, знакомятся с особенностями сухого и мокрого песка; у ребят формируется представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки (слайды о песке).
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей нашей работы. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание экологически грамотного человека.
Формы работы с родителями:
• Анкетирование, проведение опросов;
• Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины;
• Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах-конкурсах;
• Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации;
• Ширмы, экологические стенды;
• Дискуссии, семинары-практикумы, обмен опытом между родителями.
Мы установили партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, построенные на взаимном доверии. Родители совместно с детьми изготавливают поделки к различным конкурсам, участвуют в природоохранных акциях (слайды о скворечниках и кормушках).
Организация выставок очень значима как для детей, так и родителей. Выставки и акции, проводимые в нашем детском саду, носят природоохранный характер, они информативны и познавательны. Во время подготовки к выставкам дети узнают много нового и интересного.
Природоохранные акции являются действительно эффективной формой работы по формированию у детей представлений о взаимосвязи человека с природой,
Итог: Моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением отытно-экспериментальной деятельности, даёт определённые положительные результаты. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников.
Экспериментально - исследовательская деятельности в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.)
Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.
У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи.
Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
Результатом моей работы явилось:
– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность;
– самостоятельность, инициативность;
– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Подводя итог своей работы по экологическому воспитанию дошкольников, я пришла к выводу о том, что, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.