МААМ-картинки

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в условиях социальной депривации

Мария Петровна Пуга
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в условиях социальной депривации
▼ Скачать + Заказать документы

Для детей, воспитывающихся в ЦССВ (Центр содействия семейному воспитанию) раннее формирование навыков самостоятельности (самообслуживания, имеют особое жизненно-важное значение.

Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребенка выполнять то или иное действие самостоятельно.

Публикация «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в условиях социальной депривации» размещена в разделах

Ведь за стенами дома ребенка рядом с каждым их сверстником любящие мамины, папины, бабушкины руки, которые долго будут сопровождать его по жизни, порой компенсировать своими усилиями несформировавшуюся самостоятельность.

Здесь же рядом с ребенком любящие и тревожащиеся за него сердца, понимающие насколько важно, в силу особенностей нашей жизни, перспективы на будущее, раннее формирование навыков самообслуживания, самостоятельности, облегчающих ребенку жизнь, позволяющих ему быть менее зависимым от взрослых, формирующих уверенность в себе.

За три года жизни ребенок овладеет многими навыками и привычками. Какие же навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь?

Выделим три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность.)

На втором году жизни отношения малыша с окружающим социальным миром складывается на основе формирования ведущих навыков и привычек. Нарушение существенных условий жизни - привычного распорядка дня, условий кормления и обработки пищи - могут привести к более серьезным последствиям; отказу от пищи, нарушению сна, снижению комфортности в эмоциональном и душевном состоянии ребёнка. Поэтому соблюдение режима- первая и самая главная привычка для ребёнка второго года жизни.

Было бы неправильным считать, что все навыки малыш осваивает на протяжении года. Нет, он овладевает ими одновременно; каждый день пользуется ложкой, умывается, моет руки перед едой… И всё же существует условно выделенная последовательность, которая позволяет поэтапно обучать малыша посильной самостоятельности. Такая последовательность продиктована возрастными особенностями ребёнка. Так, умение самостоятельно одеваться формируется у малыша к 2 -2,5 годам, а пользоваться ложкой его можно научить к 1,5 годам.

Можно выделить следующие закономерности приобретения навыков;

-формирование навыков - длительный процесс (весь второй год малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности).

-формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей : особенностей действий руки, общие движения и т. п.

По мере формирования навыков и привычек у ребёнка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.

Второй год жизни - платформа общего развития ребёнка, идеальный период для начала формирования многих автоматизированных действий, навыков и привычек.

Чтобы формирование навыков шло успешно, надо соблюдать ряд правил. В первых, для закрепления навыка необходимо, чтобы отдельные действия, из которых он складывается, ребёнок выполнял всегда по одной и той же последовательности; во-вторых, с самого начала обучения тем или иным действиям надо следить за тем, чтобы он выполнял их правильно. Приобретенный навык очень устойчив, если он сформирован неправильно, исправить его трудно. Обучать малыша надо неторопливо, чтобы он мог освоить каждое отдельное действие. Например, обучая его мытью рук, надо показать, как смочить мыло, намылить руки, тереть одной рукой другую, положить мыло, смыть пену. Ведь для двухлетнего ребенка это непростая задача!

Приобретая навык, ребенок получает возможность умело выполнить то или иное действие. Однако это еще не значит, что он будет использовать это действие во всех необходимых случаях. Он может хорошо вымыть руки без посторонней помощи. Но чтобы он без напоминаний мыл руки перед каждым приемом пищи, нужна еще и соответствующая привычка.

Привычки, как и навыки, очень устойчивы. Поэтому легче предупредить образование плохой привычки, чем избавиться от нее, когда она сложилась.

Раннее формирование навыков самостоятельности в ЦССВ обусловлено еще и тем, что некоторые дети имеют задержку НПР. В силу этого формирование навыка требует большего времени; вначале подражательные действия с игрушками, операционные действия с предметами и только после этого перенос на себя.

Все это заставляет нас серьезно относиться к данной проблеме - изучать особенности своих детей, индивидуально подбирать методы работы, изучать и овладевать коррекционными методами работы с отдельными детьми.

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего детства. Дети по своей натуре активны, а задача взрослых развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности.

Самостоятельность - это активность самого ребенка в выполнении действий, обусловленных его потребностями. В возрасте до 2- 2,5 лет малыша легче приучить к самостоятельности. В чём проявляется самостоятельность ребёнка на втором году жизни? Что он умеет делать сам?

В год малыш берёт чашку из рук взрослого и удерживает её, обхватив ладонями с двух сторон (но не за ручку чашки). После 1 года 3 месяцев начинает держать ложку, а к 1году 6 месяцам уже уверенно удерживает её, но не тремя пальцами, как взрослый, а в кулачке. К двум годам ребёнок может самостоятельно есть ложкой и первое, и второе блюда.

Вполне своевременно уже приучать малышей и к мытью рук. Вначале они только подставляют ладони под струю воды, затем, подражая нам, начинают тереть ладошкой о ладошку, мыть тыльную сторону круговыми движениями, стряхивать воду, аккуратно брать полотенце и тщательно вытирать обе руки насухо.

Много хлопот причиняют дети, отказывающиеся самостоятельно одеваться или раздеваться. В этом виноваты сами взрослые, которые с любовью и радостью одевают проснувшегося малютку, не предоставляя ему посильной самостоятельности. Ведь сколько удовольствий доставляют успехи ребё нка в овладении элементарными умениями: надевать платье или рубашку, застегивать пуговицы и т. п. И неважно, если у него это получилось не совсем правильно, поправьте перекосившиеся полы рубашки, похвалите. Он ещё мал, но элементарную самостоятельность уже проявляет, что, пожалуй, самое главное.

В этом возрасте дети охотнее воспринимают и выполняют просьбы и поручения взрослых, потому что у них возникает потребность действовать с предметами быта и личными вещами самостоятельно. "Я сам"- звучит как победный клич этого периода детства. Если не воспользоваться этой особенностью возраста, то позже можно и не дождаться от ребёнка должного рвения, так как основы трудолюбия, стремление к самоорганизации закладываются на втором году жизни. Это самый благодатный сензитивный период жизни ребё нка: он ходит за взрослым, ищет и охотно выполняет все поручения и просьбы.

Нельзя упускать период от 1,5 - 2,5 лет в развитии самостоятельности. Её можно рассматривать уже как черту характера, складывающегося на всю оставшуюся жизнь.

Как обучать малышей культурно - гигиеническим навыкам.

Это следует делать постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения, фиксировать внимание ребёнка на "секретах" того или иного действия. Например, главный "секрет" приёма пищи - брать еду с ложки губами, а не языком.

По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Взрослый только наблюдает за тем,как малыши выполняют ту или иную процедуру, подсказывает правильное действие, направляет последующий ход.

Поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение к действиям взрослого, утверждает в стремлении к самостоятельности.

Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малышей на взаимодействие. Потешки, присказки, песенки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любое действие малышей. Например, при кормлении ("Будем кашку варить, будем Сашку кормить".) и т. п. Чем меньше ребёнок, тем больше игровых элементов надо включать в обучение, в показы, в общение с ним. Поэтому при мытье рук, например, разрешите немного поиграть с водой, поймать воду рукой, пошлёпать себя по мокрым щекам. Но, пошалив чуть- чуть, пусть займется" делом" : сложив ладони лодочкой, окатывает водой то одну то другую руку, делает обхватывающие движения ладошками. А это уже самый настоящий, "разученный" приём мытья рук, который останется на всю жизнь.

Как научить ребёнка пользоваться ложкой.

На втором году жизни ставиться задача - научить ребёнка пользоваться ложкой так, чтобы к 1 году 6 месяцам он мог самостоятельно есть первое и второе блюда. Казалось бы, самые простые для взрослых действия в детском исполнении приобретают совсем иной " рисунок".

И если ребёнка не учить пользоваться ложкой, он не овладеет навыком самостоятельного приёма пищи и к трём годам. Сам процесс пользования ложкой труден для малыша, потому что у него не развита мелкая моторика пальцев, а также нет координации движений рук, несущей ко рту ложку, особенно с жидкой пищей (он переворачивает её раньше, чем прикоснётся к ней губами и втянет жидкость, и суп, скорее всего, останется на грудничке.) Поэтому учить детей пользоваться ложкой следует начинать со вторых блюд.

Приём пищи - сложный процесс, в котором должно сложиться чёткое взаимодействие руки, глаза и рта. Наблюдения показали, что в начале второго года ребё нок пытается действовать ложкой как продолжением руки: старается захватить ложку возможно ближе к её рабочему концу, не стесняясь, лезет пальцами в её углубление, т. е. Берёт её так, чтобы она "сливалась" с его кулачком. Кроме того, малыш второго года жизни ещё не может удерживать ложку тремя пальцами (как взрослый) - эта комбинация пальцев ему ещё не доступна. Поэтому покажите, как держать ложку за черенок, обхватив его ладонью сверху посередине.

Педагогические условия формирования культурно - гигиенических навыков.

Для детей, приученных к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, банное полотенце, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребё нка к следующим гигиеническим навыкам:

• мыть руки перед едой и после каждого загрязнения

• умываться после ночного сна и после каждого загрязнения

• полоскать рот после приёма пищи с 2 лет

• пользоваться зубной щёткой с 2 лет

• пользоваться носовым платком по мере необходимости в помещении и на прогулке самостоятельно с 2,5 лет

• не брать грязными руками пищу.

УЧИМ УМЫВАТЬСЯ

• Завернуть рукава одежды ребёнка.

• Проверить температуру воды.

• Намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга.

• Смыть мыло под струей воды, побуждая к самостоятельным действиям.

• Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить "выдуть" струю воздуха.

• Ещё раз обмыть руки водой.

• Закрыть воду.

• Снять полотенце, привлекая малышей к участию.

• Насухо вытереть лицо и руки, называя части которые вытираются.

Предложить посмотреть в зеркало: " Вот какой ты стал чистенький и красивый"/

При умывании называю все действия, которые происходят перед глазами ребёнка. ("Это водичка. Вот как бежит водичка. Какая водичка? Тёплая, прозрачная, резвая, быстрая, ласковая. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, не дадим ему убежать!")

Во втором полугодии придерживаясь последовательности действий, побуждать ребёнка к посильной самостоятельности. Очень важно с 1года 6 месяцев учить малышей самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если при этом их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа цыпки, трещинки.

УЧИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОЛОТЕНЦЕМ.

Предложить ребёнку

• Снять полотенце с крючка.

• Положить его на одну руку, затем "спрятать" под него вторую руку.

• Ровно держа посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.

• Насухо вытереть лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать её движениями руки, спрятанной под ним.

• Поменять руки местами.

Все действия следует сопровождать оживлённым разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики Зайке, Мишке, спросить: " Какие теперь ручки?". Ответить: "Сухие, чистые!". Затем прочитать потешку : "Мальчик- пальчик. "

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочерёдно каждый пальчик. В 2 года, если набраться терпения, ребёнок сам будет мыть руки.

УЧИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ.

-Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

• Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

• Находить платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.

Самостоятельно доставать платок из кармана и побуждать к его использованию (в случае необходимости обращаться за помощью).

• Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

• Обращать внимание на чистоту носового платка.

УЧИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАСЧЁСКОЙ.

• Знать свою расчёску и место, где она лежит.

• Показать функциональное назначение расчёски и формировать навык её использования.

• Учить спокойно относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности (после сна, после прогулки, после использования головным убором и т. п.).

• Позволять ребёнку проявлять самостоятельность, исходя из его желания " Я сам!"

• Переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно - ролевой игре.

• Исключить возможность пользования чужой расчёской.

УЧИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗЕРКАЛОМ.

- Зная, что такое зеркало и его функциональное назначение (причёсываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. п.)

• Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.

• Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

''Я сам!''- говорит ребенок каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него колготки, рубашку, кормить его.

В желании '' я сам!' выражается стремление ребенка к активному осмыслению мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети вырастут пассивными, не готовыми к каким- либо трудностям. Такие всегда ждут, когда за них все сделают взрослые. И по этому, надо принимать за правило; никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать, ведь ребенок всегда и постоянно нуждается в одобрении, совете, а для детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, этот прием нужно использовать, как можно чаще. Это помогает детям, придает им больше сил, уверенности в себе.

Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые действия ребенка. То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша требует больших усилий. Ребенок не рождается добрым или жадным, самостоятельным или не умелым. Эти особенности складываются постепенно под влиянием условий жизни и воспитания. Иногда, взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Или кажется, что ребенок упадет, порвет, уколется, не сможет выполнить это сам, а взрослый сделает все быстрее и лучше. Но, всегда ли мы взрослые, оказывая малышу действительную помощь, приносим им пользу?

Нет, не всегда. Выполняя такие действия, причиняем большой вред. Мы лишаем ребенка самостоятельности, приучаем надеяться на других. Да и себе не облегчаем работы, если подсчитать, сколько времени тратим на обслуживание ребенка. Я считаю, что полезнее потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо, и на просьбу ребенка // я сам// не следует отвечать; ''Мне некогда//, а дать возможность испробовать свои силы.

Список использованной литературы:

1. "Воспитание и обучение детей раннего возраста". Л. Н. Павлова.

2."Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста". С. В. Петерина.

3."Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях". К. Л. Печора.

Г. В. Пантюхина. Л. Г. Голубева.

4."Коррекционно - воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях". Ред. Морозовой Н. Г.

5. "Правильно ли мы воспитываем малыша". Москва Просвещение 2005г.

6. Воспитание детей раннего возраста. Под ред. Е. О. Смирновой, Н. Н. Авдеевой, Л. Н. Галиузовой. – М., 2011

Публикации по теме:

Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУТехнологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Проблема включения детей с особыми образовательными потребностями в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одним из способов.

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе формирования навыков самообслуживания Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДОУ .

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях. В современном российском обществе проблема патриотического.

Консультация для родителей «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании» Сообщение для родителей: "Воспитание у детей мпадшего возраста самостоятельности в самообслуживании". Самостоятельность-ценное качество,.

Создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметной деятельности 1 слайд Здравствуйте, уважаемая комиссия, разрешите представиться: я – Селина Вера Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории.

Воспитание самостоятельности у детей Формирование самостоятельности очень важно, но не все родители придают этому значение. Необходимо вырастить ребенка так, чтобы в будущем.

Консультация «Воспитание самостоятельности у детей» Формирование самостоятельности очень важно, но не все родители придают этому значение. Необходимо вырастить ребенка так, чтобы в будущем.

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста 2–3 лет в режимных моментах Конспекты режимных моментов УмываниеЗадачи: - учить аккуратно мыть и насухо вытирать руки, вешать полотенце на место, соблюдать правила.

Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада По мнению Ю. С. Ершовой важным условием самостоятельности является целенаправленная работа в семье по развитию этого качества. Ряд исследователей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в условиях социальной депривации
Опубликовано: 1 октября 2018 в 21:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в условиях социальной депривации» (включая файлы) размещена пользователем Мария Петровна Пуга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД