Ирина Чиркова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях.
В современном российском обществе проблема патриотического воспитания детей является одной из актуальнейших. Происходящие в обществе процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, ответственность за судьбу Родины и готовность к ее защите.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях» размещена в разделах
Дошкольная образовательная организация, является первым звеном системы непрерывного образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольное образовательное учреждение ориентировано на возрождение и культивирование национальных ценностей, признано помочь семье и вместе с семьей приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. В соответствии с Концепцией содержания непрерывного образования начало патриотических чувств, заложенных в дошкольном детстве получает свое развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В дошкольных образовательных учреждениях сложилась система нравственно-патриотического воспитания, которая включает в себя работу по следующим направлениям:
- воспитание любви к родным и близким;
- воспитание любви к родному краю;
- приобщение детей к культуре и языку мордовского народа;
- приобщение детей к истории и культуре Родины- России;
- знакомство с символикой Российской Федерации, Республики Мордовия.
Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного возраста прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. - Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Также, как отец и мать, неотъемлемой частью души ребенка, началом, определяющим личность, является место,где он вырос.
Поэтому важное место в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимает работа по ознакомлению детей с родным краем, воспитание у детей любви к своей малой Родине.
Поддерживая, укрепляя чувства детей к своим родным и близким, в группах детского сада, мы создали уголок «Семья», где вместе с детьми и родителями оформили стенды и альбомы с фотографиями семей воспитанников, представителей старшего поколения. Дети с большим удовольствием показывают своим сверстникам фотографии мам и пап, бабушек и дедушек, других родственников, с гордостью рассказывают о них, ощущая себя частью маленького сообщества под названием «семья», где каждый заботится обо всех и все- о каждом, где все любят друг друга и нужны друг другу.
Участие родителей в жизни детского сада повышает их авторитет у детей. Какой большой любовью наполняются их сердца, каким счастьем сияют глаза, когда они видят, как в умелых руках родителей несколько досок и отрезок ткани превращаются в удобный и красивый диван или ширму для кукольного театра; как в волшебных руках мам и бабушек клубочек ниток, превращается в модную одежду для кукол, а тесто- в красивый пирог или торт. Совместные семейные праздники в детском саду, а также физкультурные мероприятия способствуют тому, что чувства детей к своим родным и близким становятся более прочными и глубокими. Разработан и успешно реализуется проект «Саранск- город любимый» : знакомим детей с достопримечательностями Саранска, проводим экскурсии в музей им. С. Д. Эрзя, организуем встречи с известными людьми города.
Знакомим детей с произведениями живописи и графики, со стихами местных поэтов, воспевающих наш город. Организуем встречи детей с участниками Великой Отечественной войны в канун Дня защитника Отечества, всенародного праздника Дня победы.
Саранск- столица Мордовии, где много интересного и неизведонного.
В каждом уголке можно встретить людей разных профессий, но есть особенная…
В работе с детьми по ознакомлению с родным городом мы не только учим любить его, но и говорим о его благосостоянии. Прежде всего начинается уборка с территории дошкольного учреждения, ведь если мы научимся бережно относится к тому, что нас окружает у нас будет чистота, красота и радость.
Важным средством формирования у дошкольников патриотических чувств и развития духовности является приобщение к народной культуре. Знакомим детей с историческим наследием и культурными традициями русского народа. Большое место в приобщении детей к истокам русской народной культуры принадлежит фольклору, который является духовным богатством русского народа, органично входит в жизнь маленького человека, питает его душу, воспитывает патриотизм великой Родины России. Фольклорные праздники («Весна красна», «Вербное воскресенье») помогают детям войти в яркий и красочный мир народной песни, народного танца, реализовывать свои творческие способности. Сама атмосфера таких праздников, красивые национальные костюмы, оформление зала играют важную роль в приобщении детей к культурным традициям русского народа.
Мы также считаем очень важным воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление с устно- поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно- прикладным искусством Мордовии; с традициями, обычаями народов, живущих в Мордовии; обучение мордовскому языку. Для организации работы по реализации национально-регионального компонента у нас созданы необходимые условия : есть мини-музей национальной культуры, в которых собраны предметы быта, образцы мордовского национального костюма национальной вышивки, государственной и национальной символики.
Успешной реализации национально-регионального компонента способствует программа «Мы в Мордовии живем», которая нацелена на решение целого ряда задач:
- формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии;
- творческое развитие детей в различных видах деятельности;
- нравственное и этнокультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями, углубляющими их представления об окружающем мире.
В фойе детского сада создан уголок Мордовии. В нем представлены материалы о нашей республике, о городах Мордовии, о нашем родном городе, есть карта Мордовии, государственная символика, альбомы, фотографии, художественная литература.
Знакомя дошкольников с историей, традициями, обычаями, культурой мордовского народа, формируем у них историко-географические представления, которые вызывают чувство любви и гордости за свою малую Родину. Культура родного края входит в сердце ребенка и становится неотъемлемой частью его души.
Дошкольное детство пора ежедневных открытий. Нашу задачу мы видим в том, чтобы ежедневно дарить радость этих открытий, напомнив их воспитательным содержанием, зароняя в детские сердца искорки любви к родному краю, к великой нашей Родине.